15.Младограмматизм, предпосылки его возникновения. Лейпцигская школа языкознания.
- Во второй половине XIX в. на развитие языкознания существенное воздействие стала оказывать позитивистская философия, основателем которой был французский философ Огюст Конт (1798–1857). В отличие от классической немецкой философии конца XVTII в., наиболее ярко отразившейся в концепции Гумбольдта и в значительной степени определившей лингвистическое мировоззрение Шлейхера, позитивизм принципиально отказался от рассмотрения таких «вечных» проблем (бытие, сущность и т. п.), которые в силу их высокой абстрактности не могут быть подкреплены фактическим материалом. Единственным источником знания объявлялся опыт.
- Наступивший, по выражению крупнейшего представителя младограмматизма Г. Пауля, «нефилософский век», с одной стороны, характеризовался отказом от широких теоретических обобщений, а с другой – накоплением фактов и развитием экспериментальной методики. Последний момент особенно сказался в области изучения звуковой стороны языка, где в рассматриваемый период начинает складываться находящаяся на стыке языкознания, акустики и физиологии экспериментальная фонетика, представленная трудами Э. Зиверса, Г. Суита и ряда других ученых.
- Уточняются методы сравнительного-языкознания: звуковая сторона слов, методы реконструкции.
- Указанные обстоятельства приводят к формированию в последней трети XIX в. нового течения, вошедшего в историю языкознания под именем «младограмматизма». Само название было первоначально применено немецким лингвистом более старшего поколения Фридрихом Царнке (1825–1881) и носило иронически-неодобрительный характер; однако впоследствии оно не только закрепилось, но и было принято самими представителями нового направления.
- Первоначальным ядром младограмматической школы был Лейпцигский университет, а ведущими ее представителями – Август Лескин (1840–1916), Герман Остхоф (1847–1909)Карл Бругман (1849–1919), Бертольд Дельбрюк (1842–1922), Герман Пауль (1846–1921). В начале своего возникновения младограмматизму пришлось столкнуться с достаточно резкой критикой со стороны более старшего поколения компаративистов, однако к последним десятилетиям XIX в. он стал ведущим направлением в науке о языке и младограмматиками стали называть всех, разделявших в той или иной степени установки лейпцигских языковедов.
- Теоретические взгляды младограмматиков были впервые изложены в предисловии к книге «Морфологические исследования в области индоевропейских языков», которое часто называют «Манифестом младограмматиков»:
-
1. Прежнее языкознание, изучая индоевропейские языки, не интересовалось «говорящим человеком», т. е. не занималось психофизическим механизмом речи; сосредоточив свое внимание почти исключительно на физиологии звуков, оно пренебрегало психической стороной речевого процесса.
-
2.Главной целью сравнительно-исторического языкознания была реконструкция языка-основы, а внутри отдельных языков внимание привлекали почти исключительно древнейшие эпохи, тогда как более поздние периоды развития квалифицировались как время упадка и разрушения. Соответственно основное внимание уделялось реконструированию праформ («являющихся, конечно, чисто гипотетическими образованиями»). Однако исходить следует от известного к неизвестному.
-
3.Гипертрофированное внимание к прошлому приводило к изучению языка «на бумаге», т. е. почти исключительно по древним письменным памятникам, без учета того, что «буквы всегда представляют собой лишь грубые и неумелые, а зачастую вводящие в заблуждение отображения звуков живой речи», а сами тексты фиксируют не естественный, «неподдельный» разговорный язык, а язык, подвергшийся литературному (в широком смысле слова) влиянию. Между тем центральное внимание исследователя должно быть обращено на живые языки и диалекты.
-
При изучении языка необходимо руководствоваться двумя основными положениями: «Во-первых, язык не есть вещь, стоящая вне людей и над ними и существующая для себя; он по-настоящему существует только в индивидууме, тем самым все изменения в жизни языка могут исходить только от говорящих индивидов; во-вторых, психическая и физическая деятельность человека при усвоении унаследованного от предков языка и при воспроизведении и преобразовании воспринятых сознанием звуковых образов остается в своем существе неизменной во все времена».
-
5. Важнейшим понятием сравнительного языкознания должен стать принцип, согласно которому «каждое звуковое изменение, поскольку оно происходит механически, совершается по законам, не знающим исключений, т. е. направление, в котором происходит изменение звука, всегда одно и то же у всех членов языкового сообщества, кроме случаев диалектного дробления, и все без исключения слова, в которых подверженный фонетическому изменению звук находится в одинаковых условиях, участвуют в этом процессе».
-
И т п.
- 1.Языкознание в Древней Индии. Грамматика Панини как итог древнеиндийского языкознания.
- 2.Языкознание в Древней Греции и Риме. Философская трактовка проблем языкознания (спор о правильности имен, вопрос о роли аналогии и аномалии в языке, происхождении языка).
- 8.Языкознание Нового времени. Проекты универсальных языков. Создание всеобщей рациональной грамматики. Грамматика Пор-Рояль.
- 9.Предпосылки возникновения сравнительно-исторческого языкознания.
- 5.Философско-лингвистический спор реалистов и номиналистов. Учение модистов.
- 6.Языкознание эпохи Возрождения. Проблемы кодификации национальных языков.
- 7.Языкознание Нового времени. Закрепление литературной формы национальных языков. Проблемы орфографии.
- 10.Лингвистическая концепция в. Фон Гумбольдта.
- 12. Языкознание второй половины 19 века. Лингвистический натурализм, предпосылки его возникновения. Деятельность а. Шлейхера.
- 13.Языкознание второй половины 19 века. Психологическое направление в языкознании, предпосылки его возникновения. Деятельность г. Штейнталя и в. Вундта.
- 14.Языкознание второй половины 19 века. Психологическое направление в языкознании. Лингвистическая концепция а.А. Потебни.
- 15.Младограмматизм, предпосылки его возникновения. Лейпцигская школа языкознания.
- 16.Московская лингвистическая школа. Лингвистическая деятельность ф.Ф.Фортунатова.
- 17.Казанская лингвистическая школа. Лингвистическая деятельность и.А. Бодуэна де Куртене.
- 18.Лингвистическая теория Фердинанда де Соссюра.
- 19.Структурализм.
- 3.Развитие лингвистической мысли в Средние Века. Учение о языке представителей патристики (Блаженный Августин, Иероним Стридонский).
- 4.Развитие теоретических представлений о языке в рамках средневековой философии.
- 11.Развитие сравнительно-исторического языкознания в первой половине 19 века. Зарождение славянского, германского, скандинавского сравнительно-исторического языкознания.