Видовые пары глаголов движения
Глаголы движения являются устойчивой структурно-семантической группой глаголов несов. вида, объединяющихся в пары слов с общим корнем (кроме разнокорневых в паре ходить - идти).
Соотносительные пары глаголов движения следующие: бежать – бегать, брести – бродить, везти – возить, вести – водить, гнать – гонять, гнаться – гоняться, ехать – ездить, катить – катать, катиться – кататься, лезть – лазить, нести – носить, нестись – носиться, плыть – плавать, ползти – ползать, ходить – идти, тащить – таскать, тащиться – таскаться.
Эти глаголы противопоставлены друг другу по значениям однонаправленности / неоднонаправленности, кратности / некратности.
Глаголы движения имеют свою специфику в образовании видовых пар. Бесприставочные и приставочные глаголы неоднонаправленного движения (ехать, ходить, плавать, побегать, отъездить) никогда не образуют видовой пары – их семантика непредельна.
Бесприставочные глаголы однонаправленного движения (гнать, идти, нести, лететь) тоже не образуют приставочной видовой пары. Но приставочные с этим значением образуют видовую пару: приносить – принести, привозить – привезти, приводить – привести, пригонять – пригнать, приходить – прийти, прилетать – прилететь; прикатить – прикатывать, приплыть – приплывать, приползти – приползать, прибегать – прибежать, уехать – уезжать, забрести - забредать.
Смешить – вызывать у кого-л. смех, заставлять смеяться.
Насмешить – вызвать смех у кого-л; рассмешить.
Рассмешить – заставить смеяться.
-
Содержание
- Лекции по глаголу
- Глагол как часть речи План
- 1. Понятие о глаголе
- 2. Место глагола среди других знаменательных частей речи
- 3. Объем глагола как части речи
- Система форм и морфологических категорий глагола
- Семантическая структура глагола как части речи
- Каузация:
- Служебные глаголы:
- 2. Видовые пары, их образование
- Образование видовой пары глаголами разных семантических типов
- Видовые пары глаголов движения
- Одновидовые и двувидовые глаголы
- 5. Характер категории вида
- 6. Способы глагольного действия
- Угадайка
- Переходные и непереходные глаголы
- Трудные случаи определения переходности / непереходности глаголов
- Залог глагола
- Рабочие строят дом. Студенты записывают лекцию.
- Концепция залога в.В.Виноградова
- Спряжение глаголов План
- 1. Основы глагола
- 2. Классы глаголов
- Продуктивные классы глагола
- 3. Непродуктивные группы глаголов
- 4. Одиночные глаголы
- 5. Спряжение глагола
- Алгоритм определения спряжения глагола
- Наклонение, его формы и значения
- Образование форм условного и повелительного наклонения
- Употребление форм одного наклонения в значении другого
- 2.Образование форм условного и повелительного наклонения
- 3. Употребление форм одного наклонения в значении другого
- Лингв. Задачи
- Время глагола План
- Понятие о категории времени
- 2. Значение и образование форм времени
- 3.Употребление форм одного времени в значении другого
- 4.Относительное время
- Лицо глаголов План
- 1.Значения и формы категории лица глаголов
- 2.Связь категории лица с категориями времени и наклонения
- Число глаголов
- Морфологический разбор глагола
- Образец разбора спрягаемой формы
- Инфинитив
- Образец разбора инфинитива.
- Причастие
- Образование причастий
- Образец разбора причастия
- Деепричастие
- Глагольные признаки деепричастия
- Признаки наречия у деепричастия
- Образование деепричастий
- Образец разбора деепричастия Под голубыми небесами
- Система форм и морфологических категорий глагола
- Система форм и морфологических категорий глагола
- Концепция залога в.В.Виноградова
- Алгоритм определения залога глагола
- Непродуктивные группы глаголов
- Алгоритм определения спряжения глагола
- Алгоритм определения спряжения глагола
- Алгоритм определения спряжения глагола
- Образование причастий
- Образование деепричастий
- Морфологический разбор глагола
- Образец разбора спрягаемой формы
- Образец разбора инфинитива.
- Образец разбора причастия
- Образец разбора деепричастия Под голубыми небесами
- Продуктивные классы глагола
- Продуктивные классы глагола
- Продуктивные классы глагола