Знаки препинания и их функция в предложении и в тексте.
Занятия, связанные с пунктуацией, также составляют одну из частей элективного курса. Они особенно значимы для старшеклассников в силу ряда причин: важности пунктуационных норм для точного восприятия готового текста и точной передачи смыслов при создании текста, востребованности пунктуационной грамотности в соответствии с возросшими потребностями учащихся, многофункциональности знаков препинания и наличия в неадаптированных текстах авторской пунктуации.
Первое занятие следует начать с того, какие знаки препинания существуют (точка, многоточие, вопросительный знак, восклицательный знак, запятая, точка с запятой, тире, двоеточие, скобки, кавычки), указать на функцию каждого из них (знаки завершения, выделения, отделения), обратить внимание на варианты употребления знаков препинания (необязательные/факультативные) знаки препинания, авторская пунктуация, знаки препинания в художественном тексте. Рекомендуем провести данное занятие в форме семинара. Совместно заполнить таблицы, которые соотнесены с этими ключевыми понятиями и которые позволят учащимся вспомнить изученное ранее. С лингвистической стороны важно обратить внимание учащихся на соответствие интонации при прочтении предложений и знака конца предложений. Ярким подтверждением связи интонации и знаков препинания являются строки пушкинского стихотворения. Для этого следует прочитать отрывок выразительно, а затем охарактеризовать его пунктуацию. В данном случае особенно значимо многоточие как знак, предполагающий продолжение картины, её домысливания. Указать, что основная функция многоточия – завершающая, что многоточие ставиться в конце предложения в том случае, когда мысль не закончена и в дальнейшем не развивается, когда возникают перерывы в речи, вызванные, например, волнением, что многоточие может быть употреблено в сочетании с вопросительным знаком. Останавливая внимание на точке в данном тексте, можно предложить поразмышлять над вопросом: сколько предложений в стихотворении и какие знаки препинания показывают их завершение? Является ли точка знаком завершения? Остальные задания помогут частичному лингвистическому анализу поэтического отрывка. Большую трудность для учащихся представляют выделительные знаки препинания, так как условия их постановки для выделения разных смысловых отрезков многообразны. Учащиеся должны подтвердить примерами особенности каждого из смысловых отрезков. Следует обратить внимание на то, что не все смысловые отрезки связаны с предложением грамматически.
Обратим внимание на то, что предложения, в которых встречается тире между подлежащим и сказуемым, очень часто выполняют особую роль в тексте: они могут начинать текст, абзац, являться зачинами (это характерно для текстов научного, публицистического стилей). Особенность употребления таких предложений в речи состоит в том, что они помогают очень четко, лаконично сформулировать тезис, основную мысль, вывод. Именно поэтому такие предложения уместно использовать в текстах-рассуждениях. Можно предложить учащимся по готовому тезису создать устное сочинение-рассуждение (Книга – это духовное завещание одного поколения другому (А.И. Герцен); Простота, правда и естественность – вот три великих принципа прекрасного во всех произведениях искусства (К. Глюк). Занятия по теме «знаки препинания и их функции в предложении и в тексте» - это своеобразные практикумы. Необходимо брать тексты, в которых нет пропущенных знаков препинания, от выполняющего требуется анализ поставленных знаков. Такой подход вполне соотносится с установкой на зрительный образ текста, его первичное восприятие при чтении в соответствии с расставленными знаками препинания. В своем мотивационном анализе учащиеся опираются на известные им понятия, связанные с пунктуацией.
Нельзя не обратиться к неадаптированным текстам, где идет сохранение авторской пунктуации. Примером может послужить текст Д.Андреева, содержащий оценку заслуг А.Пушкина в создании русского литературного языка. Для синтаксиса отрывка характерны ряды однородных членов: четыре ряда дополнений (язык и стих; идей и чувств; идей и образов; к языку, к слову, к стиху и к самой культуре языка), ряд определений (емкий, гибкий, богатый и чрезвычайно выразительный), ряд сказуемых (дал толчок, вооружил, разработал и возглавил). При этом сложность конструкции заставила автора разделить однородные сказуемые точкой с запятой – такое пунктуационное решение помогает восприятию текста. К тому же запятая в тексте использована многократно и в разных функциях: для выделения вводного предложения, для разделения простых в составе сложного бессоюзного и сложноподчиненного предложений, для обособления обстоятельства, выраженного деепричастным оборотом, который следует за союзом что (на этот случай нужно обратить особое внимание).
Итак, традиционно главная роль в правильном прочтении и понимании текста отводится лексике. Однако не менее важная роль в правильном «озвучивании», а, следовательно, и осмыслении текста принадлежит, на наш взгляд, пунктуации. В структуре текста знаки препинания приобретают особую, функционально-стилистическую, смысловую и экспрессивно-эмоциональную значимость, так как пунктуация является «одним из очень выразительных средств передачи тех сторон содержания, которые либо не могут вовсе, либо не могут во всей полноте и глубине передаваться при помощи одних только слов и грамматического оформления высказывания.
Характерной чертой системы современного русского языка является многофункциональность и многозначность знаков препинания. Многозначность знаков препинания, как и многозначность слова, проявляется в контексте. Однако, на наш взгляд, многозначность слова и многозначность знаков препинания имеют принципиальные различия. Если значение слова реализуется в контексте, то знаки препинания, наоборот, определяют значение и звучание в контекста.
Многозначность и многофункциональность знаков препинания приводит к необходимости определять их роли в конкретном тексте, так как при определении тональности и архитектоники текста в цепи «знак – текст» дефинитивная функция принадлежит знаку.
Основные принципы русской пунктуации были сформулированы уже в XVIII – XIX в.в. Так, Ф.И.Буслаев, основоположник и наиболее яркий представитель логического направления в русской лингвистике, автор одного из первых методических пособий по преподаванию отечественного языка, определяя назначение знаков писал: « Так как посредством языка одно лицо передает свои мысли и чувствования другому, то и знаки препинания имеют двоякое назначение:
способствуют ясности в изложении мыслей, отделяя одно предложение от другого или одной части его от другой,
выражают ощущения лица говорящего и его отношение к слушающему…»
Ф.И.Буслаев отличал также, что система знаков препинания в русском языке основывается «не только на грамматическом разборе предложения, но и на приемах риторического изложения мыслей». К «риторическим» знакам препинания было отнесено и многоточие.
Поэтому в качестве последнего занятия по теме «Знаки препинания и их функция в предложении и в тексте» предлагаем провести лабораторное занятие «Как же «звучит» многоточие у И.С.Тургенева?»
- Элективный курс «Тайна текста» Пояснительная записка
- Учебно-тематический план
- Содержание программы
- Введение, или что такое текстоведение?
- Чтение и понимание текста – процесс творческий.
- Звуки русского языка. Звуковые особенности стихотворного текста. Средства звуковой выразительности.
- Лексические особенности текста. Лексические средства связи в тексте.
- Роль синтаксиса в языке. Выразительные возможности синтаксических средств языка в тексте.
- Знаки препинания и их функция в предложении и в тексте.
- В творческой мастерской поэта.
- Текст как «речевое» произведение.
- Качества хорошей устной и письменной речи.
- Сочинение – это тоже текст.
- Методические рекомендации по реализации программы
- Ведение, или что такое «текстоведение»
- Чтение и понимание текста – процесс творческий
- Лексические особенности текста. Лексические средства связи в тексте.
- Знаки препинания и их функция в предложении и в тексте.
- В творческой мастерской поэта
- Текст как «речевое» произведение
- Качества хорошей устной и письменной речи
- Сочинение – это тоже текст
- Критерии успешности учащихся
- Литература