Глаголица и кириллица
Древнейшие славянские памятники, как уже об этом было сказано, написаны двумя азбуками: глаголицей и кириллицей. Кириллица позднее легла в основу современной восточнославянской, македонской, болгарской и сербской азбук. Глаголица (ее также называют "буквицей") вышла из употребления в наши дни и сохранилась только в Хорватии для церковных нужд. Значительно реже она употреблялась там для светских целей (до ХУШв.).
Наличие двух славянских азбук вызывает у лингвистов, историков, славистов вопрос о происхождении каждой из них, о том, какая из них является более древней, созданной еще Константином и Мефодием, так как в «Житии Константина» говорится об изобретении им лишь одной азбуки.
Ряд ученых, исследовавших историю славянских языков, после изучений древних славянских памятников, которые были найдены не в одно и то же время, высказали прямо противоположные взгляды.
Чешский ученый Йозеф Добровский, один из первых славистов, пришел к выводу о том, что кириллица была создана Константином (Кириллом), а глаголица была составлена позднее. Надо сказать, что ко времени появления гипотезы Й. Добровского были известны лишь хорватские глаголические памятники не древнее Х1Ув.
Однако в 1836г. словенский ученый В.Копитар обнаружил в библиотеке графа Клеш в г. .Трненте двенадцать листков, писанных глаголицей. Палеографические данные рукописи (то есть основанные на описании формы букв, способа изображения, материала, на котором писали и под.) свидетельствовали о ее более древнем, чем ранее открытые памятники, происхождении. Рукопись стала называться Сборником Клоца, позднее были найдены еще два ее листка.
Анализ данных Сборника Клоца дал основание В.Копитару поддержать высказанную ранее точку зрения чешского ученого Г. Добнера о том, что глаголица - древнейшая азбука, а кириллица является позднейшей компиляцией греческого торжественного письма (устава) и глаголицы.
Эта гипотеза была подтверждена также открытиями русского ученого В.И.Григоровича, который в сороковых годах Х1Хв. в монастырях Балканского полуострова обнаружил несколько древнейших славянских памятников, написанных глаголицей.
Наиболее обоснованной выглядит эта точка зрения в работах словацкого ученого Павла Йосефа Шафаркка, которые он посвятил происхождению глаголицы, установлению ее родины. П.Шафарик считал, что глаголица древнее кириллицы; что именно глаголицу изобрел Константин-Философ; что кириллица была создана позднее, в Преславском кружке в Болгарии.
П.Шафарик и его последователи, утверждая древность глаголицы, исходили из следующих аргументов:
Памятники моравской, чешской, то есть более ранних редакций, были глаголическими. Переводы, сделанные позднее в Преславском кружке, были кириллическими.
Глаголица является более бедной по количеству букв: в глаголице – 40 (38) букв, а в кириллице - 43. Кириллица представляет собой более усовершенствованную азбуку, точнее приспособленную к славянскому фонетическому строю. Так в кириллице имеются йотированные буквы (", _e, _o), отсутствующие в глаголице. В кириллице четко различаются буквы ять и юс малый, а в глаголице они обозначены одним знаком .
По мнению ученых, глаголица представляет собой продукт деятельности одного, несомненно, талантливого создателя. Кириллица скорее выглядит как компиляция нескольких азбук.
Различаются грамматический и лексический строй глаголических и кириллических азбук. В глаголических памятниках лексика и грамматика более архаичны. В кириллических - архаизмы нередко заменены сравнительно новыми словами. Сопоставьте лексику глаголических (македонских) и кириллических памятников. Для удобства чтения глаголица заменена кириллицей.
В глаголических рукописях чаще встречаются грецизмы, замененные соответственно в кириллических славянскими словами.
Кириллические рукописи (восточноболгарские) содержат более поздние тюркские внесения.
Исследователями найдены памятники, написанные кириллицей на пергамене (тщательно выделанной коже молодых животных), где просматривается смытая глаголица (такой текст называется палимпсест). Но не найдены глаголические тексты со смытой кириллицей.
Наблюдаются глаголические вкрапления слов и предложений, непосредственно входящих в кириллический текст. В глаголических текстах известны только позднейшие кириллические приписки, явно сделанные в иное время.
Эта гипотеза Добнера - Шафарика была принята такими известными учеными, как, например, профессора И.В. Ягич, Н.С.Тихонравов, А.М.Селищев, французский славист Андре Вайан и др. Однако вопрос о давности кириллицы и глаголицы остается до сих пор дискуссионным.
До сих пор происхождение глаголицы вызывает споры. По мнению английского ученого И.Тейлора, основой глаголицы послужило скорописное письмо (минускул), использованное греками. Теорию Тейлора поддерживали Ватрослав Ягич, Август Лескин, профессор Каазнского университета Беляев и др. Ф.Ф. Фортунатов в 1913 году предположил, что, помимо минускульной основы, для глаголицы были использованы некоторые буквы коптского письма: Ш, Ж, Х, а также элементы букв – петельки и кольца.
Другие ученые (Я.Гримм - 1836г., П.Шафарик - 1852г., В.Вондрак -1896г., Р.Нахтигал - 1923г.) указывали на древнееврейский источник ряда букв: Ш, Ц, Ъ, Ь. Есть предположение о дохристианском восточнославянском письме (Н.Нихольский, ПЛЧерных, НКонстантинов, В.Истрин), а также о том, что в основе глаголицы оказались причерноморские знаки (Н.Конетштиюв,,И.Мвщанинов) и под. гипотезы.
Проблема происхождения глаголицы до сих пор не решена окончательно. Н.С.Трубецкой считал, что глаголица является оригинальным изобретением одного человека - Константина-Философа, поэтому рисунок каждой буквы может свободно определяться его фантазией. Несомненным является то, что, помимо греческой основы, Константин использовал некоторые восточные алфавиты, восполняющие недостаток греческих букв: коптский, древнееврейский, возможно, армянский и грузинский.
Одна из последних теорий в отношении происхождения глаголицы предложена Т.Л.Мироновой, которая разграничивает следующие виды глаголицы:
протоглаголица (абстрактная система письма, созданная Кириллом до поездки в Моравию — на начальном этапе работы над переводами славянских текстов);
архаическая глаголица (система письма, также созданная до поездки в Моравию, с опорой на фонетику солунского диалекта);
древнейшая глаголица (доработанная в Моравия архаическая глаголица);
позднейшая глаголица (адаптированная главным образом Климентом Охридским с учетом македоно-сербских говоров — древнейшая глаголица).
Реконструируя древнейший вид глаголицы, Т.Л.Миронова не решает проблемы ее происхождения. Нельзя исключать, что многие буквы глаголицы не были заимствованы из какого-то другого типа письма, а являются исключительно продуктом творческой фантазии Кирилла.
На глаголице не пишут уже в течение нескольких столетий. В Хорватии ею пользовались относительно активно до XVII столетия, другие славяне от этого типа письма отказались еще раньше. Уже в XIX в. сложилась традиция издавать глаголические памятники с помощью соответствующих кириллических букв. Эта традиция целиком закрепилась в практике преподавания старославянского языка. Именно поэтому в учебниках по старославянскому языку вы найдете глаголические буквы только в разделе, который специально посвящен глаголице. В других разделах примеры и тексты, извлекаемые из глаголических рукописей, передаются кириллицей. Студентов обычно не учат читать глаголические буквы и тексты, ограничиваются только общими сведениями о характере букв.
- Даждьбог
- Семаргл
- Стрибог
- Славянский календарь. Славянские праздники.
- Обряды. Свадебный обряд
- Жизнь солунских братьев в датах
- Солунские братья в исторических источниках
- Жизнь Кирилла до великоморавской миссии
- Великоморавская миссия
- Деятельность Мефодия
- Продолжение дела славянского просвещения в Болгарии
- Распространение письменности на славяноязычной территории.
- Народно-языковая основа старославянского языка.
- Противопоставление свойств народного и литературного языков
- Язык и диалект
- Старославянский язык как первый литературный язык всех славян
- Соотношение литературного и народного языков
- Глаголица и кириллица