logo search
Элективный курс «Тайна текста» Пояснительная за

Ведение, или что такое «текстоведение»

Мы прекрасно знаем афоризм «Новое – это хорошо забытое старое», но всем, конечно ясно, что механически перенести в сегодняшнюю школу то, что было в конце XIX – начале ХХ века, невозможно. Прежний опыт, разумеется, важен, и обращаться к нему необходимо, но это требует специальных разысканий, так как непосредственная преемственность традиций былого преподавания материалов о тексте для современного поколения учителей утрачено.

Преподавать любой предмет «от сих до сих» - плохо. Вспомним, что говорил Л.В. Щерба о разборе предложения: «Не нужно стремиться к тому, чтобы всё в предложении, особенно в художественном тексте разобрать по косточкам. Тогда получается полочная схема. Можно всё разобрать, можно всё разложить по полочкам, но какая цена такой схеме?»

Если в предложении не всегда нужно всё «разобрать по косточкам» и «разложить по полочкам», то, что же сказать о тексте?

На первом вводном занятии необходимо познакомить учащихся с основными проблемами науки о тексте в её современном состоянии, шаг за шагом подвести к осознанию необходимости расширить границы «атомарного» анализа слова и предложения (то есть изолированно от их окружения в речевом потоке) в целях наиболее полного выяснения того, как проявляются выразительные возможности, содержательная сторона, семантико-грамматические свойства языковых единиц в ходе их использования в речевой коммуникации.

Необходимо раскрыть перед старшеклассниками механику «рождения», «составления» связной письменной и устной речи, показать на «говорящих» иллюстрациях, как такая речь (или текст) создаётся, из «чего» и вследствие чего составляется и, наконец, убедить анализировать любой текст (и школьное сочинение, и устный ответ, и художественное произведение) не «слово за словом», «предложение за предложением», взятые по отдельности, а в рамках текста, в составе известных словесных объединений, которые «больше» предложения.

Анализ структуры текста, который будет проведён на первых вводных занятиях в качестве входной диагностики, предваряется рассмотрением основных черт мышления. Нужно дать возможность учащимся подумать над вопросом «Как мы мыслим?» Раскрывая механизм формирования мысли, последовательно подвести к тезису, что мысли «тесно» в рамках одного суждения (ей необходим простор для дальнейшего развития, так мысль обретает себя полностью, по крайней мере, в группе суждений). Такой ход рассуждений, как представляется, вполне оправдан, прежде всего, в педагогическом отношении: аргументировано (опираясь на фундаментальный тезис о взаимосвязанности, взаимообусловленности языка и мышления) показать необходимость (и неизбежность) обращения к тексту как некоторому законченному в смысловом и формальном отношении целому.

Вместе с учащимися провести анализ смыслового содержания предложения, что позволит подвести к той же идее текста, без учёта которого, как целого анализ предложения будет односторонним, не вскроет глубины его (предложения) содержательной стороны и грамматической структуры. В беседе с учащимися на конкретных примерах показать, как надо логически правильно строить свою речь.

На вводных занятиях последовательно и детально рассмотреть смысловые и структурные компоненты различных по сложности единиц текста, выяснить и систематизировать возникающие или существующие связи между компонентами каждой «новой» единицы, характер и специфические особенности этих связей.

В теоретическом плане и в методическом отношении исключительно важно провести разграничение языковых (или речевых) единиц и единиц (и компонентов) текста (с установлением взаимного соотношения некоторых из них).

Это особенно существенно в связи с тем, что такая центральная категория, как сложное синтаксическое целое, будучи единицей языка и речи, выступает также и единицей текста. Следует выявить основные коммуникативные функции предложения. Что нельзя сказать относительно фрагмента текста, который, выступая в качестве единицы текста, все же не может иметь статуса единицы речи как регулярно воспроизводимого в речевой коммуникации структурного образования системы языка. Фрагмент текста, конечно, имеет структуру, но эта структура существует в рамках текста, на уровне текста. Необходимо указать учащимся важность выделять зачины фрагментом текста, в которых подчёркивается смысловая роль. Первые фразы абзацев, прежде всего в публицистическом и художественном текстах, играет конструктивную роль в создании своеобразия индивидуально-авторского стиля. И эту сторону первых фраз абзацев было бы чрезвычайно важно выяснить, тем более, что вопросы индивидуально-авторского стиля в связи с проблемами текста будут обсуждаться в дальнейшем на занятиях. Напомним сведения о выразительных возможностях отдельных грамматических категориях и их роли в структуре предложения, так как они играют не решающую, но весьма значительную роль (вводные слова, союзы, присоединительные конструкции, роль синонимов в цепной связи и так далее).

Не только познавательный, но и большой теоретический интерес имеют наблюдение над соотношением внутренней структуры сверхфразового единства и некоторыми особенностями речевой структуры функциональных стилей.

Занятия элективного курса «Тайна текста» будут нацелены на познавательную активность школьников и свойственную юному возрасту любознательность, изложение сложных вопросов академической науки, обычно отпугивающей подростков своей «сухостью» построены таким образом, что старшеклассник воочию убеждается: оказывается русский язык вовсе не свод когда-то кем-то установленных застывших законов и правил, которые можно только вызубрить, а живое, развивающееся знание, постоянно совершенствующееся, углубляющееся в сущность языковых явлений, что языковеды – в непрестанном поиске новых исследовательских подходов к «материи» языка, к системным связям между единицами и категориями, поэтому следует пригласить своих учащихся: «Вместе пройдем обычной дорогой учёного – дорогой сомнений и радостей, сопутствующих познанию неизвестного».