logo search
Литературоведение

Сюжет литературного произведения. Сюжет и композиция. Типы сюжетных конфликтов. Сюжет и фабула

  1. Сюжет — цепь событий, изображённая в литературном произведении, т.е. жизнь персонажей в её пространственно-временных изменениях. События+персонажи — основа предметного мира.

  2. Совокупность событий в их взаимной внутренней связи — фабула. Художественно построенное распределение событий — сюжет. Сюжет выдвигается на передний план, определяет композицию (но бывает, что на передний план выдвигается что-то ещё, например, впечатления). Работа Проппа.

Сюжет: 1) выявляет и характеризует связи человека с окружением, запечатлевает картину мира — то или иное видение писателем бытия 2) обнаруживает и воссоздаёт жизненные противоречия 3) создаёт для персонажа поле действия, способствует раскрытию волевого начала.

Сюжеты бывают концентрические (в центре одна событийная ситуация), хроникальные (события не имеют между собой причинно-следственных связей, соотнесены друг с другом только во времени), многолинейные (параллельно разворачивают несколько сюжетных линий, изредка соприкасаются).

Перипетии — внезапные и резкие сдвиги в судьбах персонажей. В сюжетах с обильными перипетиями воплощается представление о власти на судьбами случайностей. В традиционных сюжетах финальный эпизод обуздывает случайность. + перипетии придают занимательность.

Другой вариант: интерес к многоплановости и конфликтности человеческого мира. Противоречие не является преходящим казусом — устойчиво-конфликтное состояние мира. В таких сюжетах не один событийный узел, а цепь событий, между которыми нет прмяых причинно-следственных связей.

Сюжеты, уклоняющиеся от хитросплетений, — то, что происходит с персонажами, как бы органически вырастает из привычного течения жизни.