Сюжет литературного произведения. Сюжет и композиция. Типы сюжетных конфликтов. Сюжет и фабула
Сюжет — цепь событий, изображённая в литературном произведении, т.е. жизнь персонажей в её пространственно-временных изменениях. События+персонажи — основа предметного мира.
Совокупность событий в их взаимной внутренней связи — фабула. Художественно построенное распределение событий — сюжет. Сюжет выдвигается на передний план, определяет композицию (но бывает, что на передний план выдвигается что-то ещё, например, впечатления). Работа Проппа.
Сюжет: 1) выявляет и характеризует связи человека с окружением, запечатлевает картину мира — то или иное видение писателем бытия 2) обнаруживает и воссоздаёт жизненные противоречия 3) создаёт для персонажа поле действия, способствует раскрытию волевого начала.
Сюжеты бывают концентрические (в центре одна событийная ситуация), хроникальные (события не имеют между собой причинно-следственных связей, соотнесены друг с другом только во времени), многолинейные (параллельно разворачивают несколько сюжетных линий, изредка соприкасаются).
Перипетии — внезапные и резкие сдвиги в судьбах персонажей. В сюжетах с обильными перипетиями воплощается представление о власти на судьбами случайностей. В традиционных сюжетах финальный эпизод обуздывает случайность. + перипетии придают занимательность.
Другой вариант: интерес к многоплановости и конфликтности человеческого мира. Противоречие не является преходящим казусом — устойчиво-конфликтное состояние мира. В таких сюжетах не один событийный узел, а цепь событий, между которыми нет прмяых причинно-следственных связей.
Сюжеты, уклоняющиеся от хитросплетений, — то, что происходит с персонажами, как бы органически вырастает из привычного течения жизни.
-
Содержание
- Литературоведение в системе других филологических дисциплин
- Основные литературоведческие направления и школы 19 века
- Основные литературоведческие направления и школы 20 века
- Состояние современного литературоведения
- Эстетическое и художественное
- Модусы художественности
- Художественное произведение как целое. Содержание и форма художественного произведения
- «Рама» и «фрагмент»
- Цикл. Цикличность в литературе
- Родовая принадлежность произведения. Эпос.
- Родовая принадлежность произведения. Лирика
- Родовая принадлежность произведения. Драма.
- Понятие «жанр» в литературе. Поэтические и прозаические жанры. «Память жанра»
- Персонаж. Система персонажей.
- Предметный мир художественного произведения
- Время и пространство. Бахтин «о хронотопе»
- Сюжет литературного произведения. Сюжет и композиция. Типы сюжетных конфликтов. Сюжет и фабула
- Мотив: происхождение и значение термина. Типология мотивов
- Психологизм литературных произведений. Своеобразие психологизма в лирике, драме, эпосе. Психологический анализ, внутренний монолог, поток сознания
- Семиотика портрета. Функция портрета в художественном произведении
- Пейзаж. Его функции. Пейзаж и интерьер
- Вещь и деталь в литературном произведении. Виды деталей. Деталь и подробность.
- Современная теория автора. Автор. Образ автора. Реальный, или биографический автор.
- Повествовательная организация текста, образ автора, повествователь, рассказчик.
- Лирический субъект, лирический герой, автор и герой лирики
- Филология как наука (Аверинцев — филология)
- Диалог и монолог как основные формы речевого общения. Жанр диалога. Диалогичность литературы (Бахтин)
- Термин «Точка зрения». Точка зрения, различие литературных родов
- Понятие поэтический словарь. Способы расширения поэтического словаря
- Теория тропов. Метафора, метонимия, эпитеты и другие виды иносказательности на уровне слова
- Функция цитаты в литературном произведении. Понятие интертекстуальности
- Категория стиля в литературоведении. Стилевая доминанта. Стиль как содержательная норма
- Стих. Стихосложение. Стиховедение как наука
- Проза. Разные значения этого понятия. Оппозиция стих-проза
- Традиционные системы стихосложения (силлабическая, тоническая, силлабо-тоническая). Оппозиция стих-проза
- Поэтический синтаксис, понятие фигуры
- Неклассические формы стиха: логаэд, дольник, тактовик, свободный стих, белый стих
- Силлабо-тоническая система стихосложения. Метр и ритм в стиховедении 20 века — Андрей Белый
- Понятие рифмы, классификация рифмы
- Особенности русской метрики. Размеры стиха
- Строфика. Простые и сложные строфы. Твёрдые формы.
- Поэтическая графика. Адресат и читатель
- Творческая история. Канонический текст
- Массовая литература
- Архетип, ритуально-мифологическая школа
- Художественный образ. Эйдос
- Знак. Знак и образ
- Символ в художественном произведении
- Стадиальность развития литературы
- Понятие направления и школы в литературе. Основные лит. Направления
- Литература как вид искусства. Понятие художественной литературы и границы этого термина
- Текстология как наука