Тема 4. Грамматический строй русских диалектов.
Единство морфологического строя русского языка. Характер диалектных различий в морфологии.
Имя существительное. Категория рода имен существительных в говорах.
Особенности в склонении имен существительных по говорам: три основных типа склонения и характер распределения имен существительных между ними; наличие или отсутствие нерегулярных типов склонения. Особенности падежных окончаний имен существительных во множественном числе (широкое употребление флексии –а). Тенденция к унификации окончаний имен существительных в единственном и множественном числе.
Местоимения и имена прилагательные. Диалектные различия в склонении личных местоимений: меня, мня, мя и под. Формы 3-го лица: ён, ёна, оне.
Диалектные различия в образовании и склонении прилагательных и неличных местоимений. Стяженные формы прилагательных.
Глагол. Особенности в образовании инфинитива. Формы 3-го лица настоящего времени. Особенности некоторых личных форм нетематических глаголов: еси, даси. Чередование согласных и отсутствие основы в основе настоящего времени.
Остатки сложных форм прошедшего времени. Диалектные особенности в образовании возвратных форм глаголов, глаголов повелительного наклонения, причастий и деепричастий.
Синтаксис словосочетания. Особенности управления в словосочетаниях с предлогами и без предлогов: идти мимо лес; ушел по деньги. Способ выражения прямого объекта при инфинитиве: баня топить. Употребление словосочетаний с двойными предлогами.
Построение простых предложений в говорах. Специфика построения Употребление деепричастий совершенного вида в функции сказуемого.
Употребление повторяющихся союзов при однородных членах и в конце простого предложения.
Диалектные особенности в употреблении постпозитивных частиц.
Особенности строения сложных предложений.
Исчезновение ряда синтаксических диалектных особенностей под влиянием литературного языка. Проникновение литературных конструкций в говоры.
- Министерство образования и науки Российской Федерации
- 2. Место дисциплины в структуре ооп:
- 3. Требования к результатам освоения дисциплины:
- 3.1. Принятая структура компетенций
- 3.2. Матрица соотнесения разделов учебной дисциплины и формируемых компетенций
- 4. Объем дисциплины
- 4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
- 4.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы
- 5. Содержание дисциплины
- 5.1. Программа дисциплины
- Раздел 1. Введение
- Тема 1. Предмет и задачи курса. Основные понятия диалектологии. Диалекты и их место в системе языка. Значение курса.
- Раздел 2. Фонетическая система говоров
- Тема 2. Фонетическая система говора. Ударный, безударный вокализм.
- Тема 3. Консонантизм. Звуковые процессы в области согласных. Актуальные процессы в современных говорах русского языка.
- Раздел 3. Морфология и синтаксис русских говоров
- Тема 4. Грамматический строй русских диалектов.
- Тема 5. Диалектное словообразование.
- Раздел 4. Лексика русских говоров
- Тема 6. Состав лексики русских говоров. Признаки диалектного слова. Типы диалектизмов. Историческое развитие диалектного словаря.
- Тема 7. Семантические связи диалектных слов. Многозначность. Омонимия. Синонимия. Взаимодействие лексики говоров с лексикой литературного языка. Диалектизмы в художественном тексте.
- Тема 8. Диалектная фразеология. Новое в лексике и фразеологии.
- Тема 9. Диалектная лексико-фразеография.
- Раздел 5. Диалектное членение русского языка. Говоры родного края
- Тема 10. Методы изучения диалектов. Лингвистическая география. Диалектное членение русского языка.
- Тема 11. Формирование и развитие пермских говоров. Лингвокраеведение Прикамья. Влияние диалектного окружения на речь учащихся.
- 5.2. Содержание семинарских и практических занятий
- Тема 1. Предмет и задачи курса. Основные понятия диалектологии. Диалекты и их место в системе языка. Значение курса.
- Тема 2. Фонетическая система говора. Ударный, безударный вокализм.
- Тема 3. Консонантизм. Звуковые процессы в области согласных. Актуальные процессы в современных говорах русского языка.
- Тема 4. Грамматический строй русских диалектов.
- Тема 5. Состав лексики русских говоров. Признаки диалектного слова. Типы диалектизмов. Историческое развитие диалектного словаря. Этнографизмы.
- Тема 6. Семантические связи диалектных слов. Многозначность. Омонимия. Синонимия. Взаимодействие лексики говоров с лексикой литературного языка. Диалектизмы в художественном тексте.
- Тема 7. Диалектная фразеология. Новое в лексике и фразеологии.
- Тема 8. Диалектная лексико-фразеография.
- Тема 9. Методы изучения диалектов. Лингвистическая география. Диалектное членение русского языка. Формирование и развитие пермских говоров.
- 5.3. Содержание лабораторных работ (лабораторный практикум)
- 6. Формы и методы обучения
- 7. Структура и содержание самостоятельной работы студентов
- 7.1. Методические рекомендации к самостоятельной работе
- 7.2. Структура и трудоемкость самостоятельной работы студентов
- 7.3. План-график самостоятельной работы студентов
- 7.4. Тематика рефератов, контрольных работ, эссе и методические рекомендации по их выполнению
- 7.5. Тематика курсовых работ (исследовательских проектов) и методические рекомендации по их выполнению
- 8. Учебно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение дисциплины
- 8.1. Основная литература
- 8.2. Дополнительная литература
- 8.3. Учебно-методические материалы
- 9.2. Содержание и формы текущего контроля знаний
- 9.3. Содержание и формы промежуточной аттестации