logo search
Лекции по глаголу

Образование видовой пары глаголами разных семантических типов

Образуют видовую пару

Не образуют видовую пару

1. Глаголы со значением становления или изменения состояния: расти – вырасти, взрослеть – повзрослеть, слабеть – ослабеть, худеть - похудеть

1. Глаголы, не стремящиеся к каким-либо изменениям: лежать, спать, грустить, любить.

2. Глаголы, действие которых направлено на объект: строить – построить, добывать – добыть, бросать - бросить

3. Глаголы, действие которых замкнуто в сфере субъекта: ложиться – лечь, оказываться – оказаться, знакомиться - познакомиться

Образование видовой пары осуществляется различными способами.

Глаголы несов. в. образуются от глаголов сов.в. путем суффиксации: переписать переписывать; решить решать. Такое образование называется имперфективацией (имперфективный – «несовершенный»).

Глаголы сов.в. образуются от глаголов несов. в. приставочным способом: рисовать – нарисовать, есть – съесть. Такое образование называется перфективацией (перфективный – «совершенный»). Значение вида формально выражается суффиксами и приставками в их соединении с основами глаголов сов. и несов. в.

Глаголы несовершенного вида образуются от глаголов совершенного вида с помощью суффиксов:

-ыва-, -ива-: списать – списывать, вспахать – вспахивать;

-ва-: дать – давать, обуть – обувать;

-ева-: застрять – застревать, продлить – продлевать;

-а-: подрасти – подрастать, пропечь – пропекать;

чередованием суффиксов –и- и –а-: обучить – обучать, разгрузить – разгружать.

Глаголы совершенного вида образуются от глаголов несовершенного вида следующими способами:

При образовании глаголов несовершенного вида в некоторых корнях наблюдаются чередования гласных и согласных звуков: заработать – зарабатывать, высыхать – высохнуть, разгрузить – разгружать, отметить – отмечать.

Видовые пары могут также образовываться с изменением места ударения: разрезАть – разрЕзать, насыпАть – насЫпать и разными основами (супплетивные видовые пары): брать – взять, говорить – сказать.