30. Русская проза 1760 - 1770-х годов
Развитие книжной прозы и рост ее популярности в последней трети XVIII века связан с процессом расширения и демократизации читательской аудитории. Сумароков и его сторонники прямо осуждали такие жанры, как повесть и роман. В '"Письме о чтении романов" Сумароков утверждал, что чтение романа - "погубление" времени. В системе жанров классицизма место себе нашел только государственно-политический роман. В идейно-художественном отношении прозаическая литература противостояла поэзии и драматургии классицизма - она ориентировалась не на дворянскую, а на демократическую читательскую аудиторию. В прозе утвердили себя "мелкотравчатые писатели" третьего сословия - Ф. Эмин, М.Д. Чулков, В.А. Левшин. М. Комаров. Они вносили в литературу недворянский социальный опыт, особую по сравнению с классицизмом тематику, близкую к жизни и быту широких слоев населения: своеобразием отличался и пафос их творчества. Усиливается обращение к устному народному творчеству и к древней литературе, дают о себе знать стилистические тенденции натурализма и художественного эмпиризма.
Одним ил ранних писателей-прозаиков в России был Ф.Эмин, представляющий тип писателя-профессионала, дельца и коммерсанта. Его роман "Непостоянная фортуна, или похождения Мирамонда" стал первым оригинальным русским романом. По мнению Благого, его можно рассматривать как переходное звено от рукописных повестей ("гисторий") к романтической литературе нового типа.
Историко-литературное значение Эмина определяется главным образом его романом "Письма Эрнеста и Доравры". Впервые русское произведение написано в эпистолярной форме, использованной автором под влиянием романа Руссо "Юлия, или Новая Элоиза". Несмотря на подражательность и художественную слабость, "Письма Эрнеста и Доравры'" имеют ценность как первый в России психологический роман сентиментального направления.
Особо следует остановиться на творчестве М.Д.Чулкова, также ориентировавшегося на демократического читателя. Лучшими произведениями Чулкова являются сборник '"Пересмешник" и роман «Пригожая повариха, или Похождения развратной женщины'', "Пересмешник, или славянские сказки"' представляет собой сборник разных повестей и рассказов то авантюрно-фантастического, то сатирико-бытового содержания. Сборник построен по принципу "приключений о приключениях'": входящие в него произведения объединяются общей сюжетной канвой, входят одно в другое и дают повод к новым повестям. Из сатирико-бытовых повестей, представляющих переработку рукописных фацеций, сказок о чертях, бытовых анекдотов, наиболее содержательными являются '"Горькая участь" и "Драгоценная щука". Повести Чулкова отличаются сатирической остротой, основой их чаше всего является бытовой анекдот, а жанровое своеобразие определяется включением - элементов нравоописательного очерка, памфлета, сатирического письма, бытовой повести, пародии, сказки, басни. "'Пригожая повариха" Чулкова - "плутовской" роман в форме рассказа-исповеди Мартоны. Образ заведомо порочной героини был новым в русской литературе XVIII века. Мартона вызывает сочувствие читателей, поскольку в ее падении виновата не столько она сама, сколько социальные и общественные условия. Так проявилась антидворянская настроенность автора романа. Лукавый иронический язык "Пригожей поварихи" характеризуется обилием пословиц и поговорок, что является отличительной чертой стиля Чулкова. Он был первым, кто соединил устные народные истории и сказки с традицией мировой литературы. В художественном отношении проза Чулкова еще не смогла подняться выше натуралистического бытописания, но все же представляет интересное явление в истории русской прозы до Радищева и Карамзина.
Представителем '"третьесословной" прозы является и Левшин, который вместе с Чулковым был в значительной степени родоначальником массовой (лубочной) литературы или литературы, граничившей с лубком. Массовую повествовательную литературу представляют произведения Н.Г. Курганова, И. Новикова. М. Комарова, Нужно уметь дать общую характеристику массовой повествовательной литературы этого периода.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Быт и традиции русского дворянства XVIII века
- Литература первой трети XVIII века. Литература "петровского периода"
- Культурное и социально-бытовое содержание петровских реформ; новые методы и формы идейно-эстетического воздействия на общественное сознание
- Публицистика и журналистика, стихотворство, драматургия и театр петровского времени
- Беллетристика Петровской эпохи
- Феофан Прокопович
- Прокопович как теоретик языка и литературы
- Прокопович как публицист
- Прокопович как поэт-панегирист и лирик
- Трагедокомедия "Владимир"
- Русский классицизм
- 6. Становление традиции стихотворной сатиры.
- Особенности композиции сатир
- Стилистические приемы и язык сатир Кантемира
- Начало литературной деятельности. Новая в русской литературе концепция любви
- Деятельности по созданию русского литературного языка
- Жанровая система Тредиаковского
- Реформа русского стихосложения
- М.В. Ломоносов
- Ломоносов как теоретик языка и литературы
- Ода и ее место в системе жанров русского классицизма. Одическое творчество Ломоносова
- 13. Духовные оды Ломоносова
- 14. А.П. Сумароков
- Трагедии Сумарокова
- Жанровый состав творчества Сумарокова
- 17. Литература последней трети XVIII века Журнальная сатира 1769 - 1774 годов. Н.И. Новиков
- Журналы ни. Новикова
- Драматургия 1760-х годов.
- 18. Д.И. Фонвизин. Литературная и общественно-политическая позиция
- Литературное творчество
- 21. Русская драматургия 1770 - 1790-х годов
- 23 . Бурлеск. Поэма в.И. Майкова "Елисей, или раздраженный Вакх"
- "Легкая поэзия". Поэма и.Ф. Богдановича "Душенька"
- 24. Поэма м.М. Хераскова "Россияда"
- 26. Г.Р. Державин
- 25. "Екатерининские" оды Державина
- Сатирические оды Державина
- Героические оды и патриотическая лирика Державина
- 27. Философские оды Державина
- 28. Анакреонтические стихи Державина
- Художественное своеобразие творчества Державина. Его новаторство как ноша
- 30. Русская проза 1760 - 1770-х годов
- 31. А.Н. Радищев
- 32. "Путешествие из Петербурга в Москву " Радищева
- Поэзия Радищева
- 39 . И.А. Крылов
- "Почта духов" Крылова
- 40. Сатирическая проза Крылова
- "Подщипа, или Трумф"
- Русский сентиментализм
- 34 . Творчество м.Н. Муравьева
- 35 Н.М. Карамзин
- Повести Карамзина
- 35 Поэзия Карамзина
- "Новый слог" Карамзина