logo
ЛИТЕРАТУРА 18 ВЕКА

Трагедии Сумарокова

Судьба Сумарокова непосредственно связана с историей русского театра. Необходимо изучить основные этапы его создания, уяснить ту зна­чительную роль, которую сыграл Сумароков в деле становления театраль­ного искусства в России, чтобы представить себе, насколько заслуженной была литературная слава драматурга. Нужно отметить, какое важное место в жанровой системе классицизма занимала трагедия. Она считалась цен­нейшим видом творчества, наиболее ответственным и социально значи­мым. Пока русский классицизм не имел трагедии, он не мог считаться по­бедившим, не мог равняться с западными литературами. Прежде чем при­ступить к непосредственному изучению сумароковских трагедий, нужно ознакомиться с основными характеристиками этого жанра.

В своей творческом практике Сумароков следовал всем внешним правилам классицизма. Им был усвоен метод отвлеченно-схематического показа идей. Его трагедии статичны, обладают упрощенной композицией, их действующими лицами являются цари, князья и вельможи Драматург соблюдает единство места, времени, действия в композиции, речь его ге­роев приподнята и возвышенна. Однако бесстрастный анализ страстей Су­мароков заменил моралистической оценкой своих героев. Специфической чертой трагедий Сумарокова является и преобладание в них счастливых развязок — добродетель идеальных героев автор хотел увенчать счастливым финалом Обычно сумароковские трагедии разделяют на две группы в зависимости от конфликта: трагедии политического характера (к примеру, "Димитрий Самозванец") и трагедии морально-психологические (к примеру, «Синав и Трувор").

В основу трагедий Сумароковым положено его понимание учения о страстях и разуме, чести. Честь является главным мерилом поведения ге­роев, она противополагается страстям, силам стихийным и разрушитель­ным. Отсюда и деление персонажей на две категории: герои, руково­дствующиеся страстями, я герои, приобщившиеся к разуму. Последние в своих поступках следуют моральной норме, или чести. К правителям дра­матург предъявляет жесткие требования: стать праведным монархом мож­но только на пути подчинения страстей разуму. Злодей, противостоящий закону, становится тираном. Сумароковский злодей вполне осознает, что он преступает закон, и не ищет себе оправдания. Действовать иначе он не может — такова его природа. Все качества злодея вполне свойственны Ди­митрию Самозванцу. В душе героев другой категории страсти могут лишь временно одержать верх над разумом - человек осознает свою неправоту и выиграет сражение с самим собой. Особенности художественного вопло­щения этико-эстетических представлений Сумарокова предлагается рас­смотреть на примере трагедии "Димитрий Самозванец".

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4