23 . Бурлеск. Поэма в.И. Майкова "Елисей, или раздраженный Вакх"
Сумароковым был включен в литературный обиход жанр 'смешных героических поэм", но сам он этот жанр не разработал. Стиль бурлеска основал Скаррон поэмой "Перелицованный Вергилий". Бурлеск - шутка, перелицовка (травестирование). Существовало два типа бурлеска: скарроновский строился по принципу трав вотированного снижения высокою предмета героической эпопеи, а второй, введенный Буало, пародийно возвышал низкое. Литература русского классицизма XVIII века восприняла оба вида бурлескной поэмы. Первые опыты в создании образцов бурлескной поэмы принадлежат противникам сумароковской школы - Баркову и Чулкову. Поэма Майкова "Елисей, или раздраженный Вакх" явилась отражением литературной борьбы, завязавшейся между сумароковцами и придворным одописцем В.П. Петровым, напечатавшим в 1770 году первую песнь "Енея" - перевода ''Энеиды'" Вергилия. "Елисей" представляет собой явную пародию на классический античный эпос (поэма написана стихотворным размером эпопеи, содержит обязательные формулы, соединяет события реальной жизни с ''чудесными"). Вымышленный сюжет ''Елисея'' позволял изобразить подробности жизни и быта простонародья. Описывая низкую действительность. Майков отступает от правил: он отказывается от издевательства над нею, воссоздавая бытовые сцены близким к живой народной речи языком. Комический эффект в бурлескной поэме рождается из стилистического несоответствия между слогом и темой, а в '"Елисее" не так много подобных сцен - в нем смешны именно ситуация и действия находчивого героя. В этом и заключается преодоление канонов жанра и правил. Поэма Майкова обозначила начало процесса сближения поэзии с действительностью.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Быт и традиции русского дворянства XVIII века
- Литература первой трети XVIII века. Литература "петровского периода"
- Культурное и социально-бытовое содержание петровских реформ; новые методы и формы идейно-эстетического воздействия на общественное сознание
- Публицистика и журналистика, стихотворство, драматургия и театр петровского времени
- Беллетристика Петровской эпохи
- Феофан Прокопович
- Прокопович как теоретик языка и литературы
- Прокопович как публицист
- Прокопович как поэт-панегирист и лирик
- Трагедокомедия "Владимир"
- Русский классицизм
- 6. Становление традиции стихотворной сатиры.
- Особенности композиции сатир
- Стилистические приемы и язык сатир Кантемира
- Начало литературной деятельности. Новая в русской литературе концепция любви
- Деятельности по созданию русского литературного языка
- Жанровая система Тредиаковского
- Реформа русского стихосложения
- М.В. Ломоносов
- Ломоносов как теоретик языка и литературы
- Ода и ее место в системе жанров русского классицизма. Одическое творчество Ломоносова
- 13. Духовные оды Ломоносова
- 14. А.П. Сумароков
- Трагедии Сумарокова
- Жанровый состав творчества Сумарокова
- 17. Литература последней трети XVIII века Журнальная сатира 1769 - 1774 годов. Н.И. Новиков
- Журналы ни. Новикова
- Драматургия 1760-х годов.
- 18. Д.И. Фонвизин. Литературная и общественно-политическая позиция
- Литературное творчество
- 21. Русская драматургия 1770 - 1790-х годов
- 23 . Бурлеск. Поэма в.И. Майкова "Елисей, или раздраженный Вакх"
- "Легкая поэзия". Поэма и.Ф. Богдановича "Душенька"
- 24. Поэма м.М. Хераскова "Россияда"
- 26. Г.Р. Державин
- 25. "Екатерининские" оды Державина
- Сатирические оды Державина
- Героические оды и патриотическая лирика Державина
- 27. Философские оды Державина
- 28. Анакреонтические стихи Державина
- Художественное своеобразие творчества Державина. Его новаторство как ноша
- 30. Русская проза 1760 - 1770-х годов
- 31. А.Н. Радищев
- 32. "Путешествие из Петербурга в Москву " Радищева
- Поэзия Радищева
- 39 . И.А. Крылов
- "Почта духов" Крылова
- 40. Сатирическая проза Крылова
- "Подщипа, или Трумф"
- Русский сентиментализм
- 34 . Творчество м.Н. Муравьева
- 35 Н.М. Карамзин
- Повести Карамзина
- 35 Поэзия Карамзина
- "Новый слог" Карамзина