logo
ЛИТЕРАТУРА 18 ВЕКА

14. А.П. Сумароков

Сумароков заявлял, что он является начинателем новой русской ли­тературы. Это столь смелое заявление небезосновательно. Сумароков, ро­довой аристократ, первым сделал литературное творчество своей профес­сией и стал создавать литературу, предназначенную для своего класса. По­сле окончания в 1740 году Сухопутного шляхетского корпуса, первого специфически дворянского учебного заведения, он состоял на военной службе, затем с 1756 года стал директором театра. Когда он взял отставку с этой должности, то за свои труды должен был получать и впредь преж­нее жалование, чтобы беспрепятственно преуспевать в сочинении книг, которые издавались за счет императорского кабинета. Это казенное содер­жание не было платой за ту службу дворцу, которую получал, скажем. Тредиаковский. Так царское правительство поощряло общественную инициативу дворянства и пользу, которую ока приносила госу­дарству. В своих произведениях Сумароков выступал не от лица прави­тельства, а от собственного лица, считая, что он представляет дворянскую общественность. Смелое выражение своей позиции Сумароковым не уст­раивало Екатерину II, недовольную замечаниями, высказанными литерато­ром относительно ее "'Наказа". Сумароков впал в немилость: произведе­ния стали проходить предварительную цензуру. Екатерина указывает на недостатки его творений, делает ему выговоры. Основатель русского теат­ра заканчивает жизнь в бедности, никто не вспоминает его заслуг, а на по­хороны приходят только актеры. Литературная деятельность Сумарокова определялась задачами воспитания дворянского сословия, утверждения идеалов русского дворянства. Ведущим жанром его творчества была тра­гедия, хотя он писал и комедии, и басни, и оды, и сатиры. С Сумароковым связано теоретическое оформление литературной программы русского классицизма.

Свои взгляды на язык и литературу Сумароков выразил в "Двух Епистолах": "О русском языке"' и "О стихотворстве'', вышедших в 1748-году. В последней разворачивается литературно-теоретическая программа русско­го классицизма, которая предшествует непосредственной поэтической практике ее автора. Источником художественного творчества Сумароков считает не поэтический восторг, а "просвещенный ум", "рассудок". Образ­цом эпистолы Сумарокова имели трактат Буало "Искусство поэзии", но в рекомендации и характеристике жанров он проявляет значительную само­стоятельность. Он четко определяет границы жанров, дает правила для разработки каждого из них, утверждает, что стиль должен соответствовать содержанию и назначению произведения.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4