logo
Копия Никифоров Сергей - Диплом

1.3. Микроблог как жанр компьютерного дискурса и сервис Twitter

Вслед за М. М. Бахтиным, мы определяем жанр как «устойчивый тип текста, объединенный единой коммуникативной функцией, а также сходными композиционными и стилистическими признаками» [Бахтин 1979].

Жанры компьютерного дискурса в силу многомерности данного образования весьма разнообразны, что значительно усложняет выявление общих закономерностей [Смирнов 2004]. Четкие разграничительные критерии жанров компьютерного дискурса на данный момент отсутствуют [Горошко 2005]. Ученые предлагают различные классификации жанров компьютерного дискурса, а также различные основания для построения таких классификации [Селютин 2008]. Кроме того, Интернет представляет собой крайне динамичное образование, находящееся в состоянии постоянного развития, поэтому классификации, составленные, например, несколько лет назад, вполне могут не учитывать некоторые новые жанры и, как следствие, будут не вполне точно отображать существующее на сегодняшний день жанровое многообразие компьютерного дискурса [Смирнов 2004].

В данной работе мы придерживаемся наиболее распространенного [Щипицина 2009а] подхода к классификации жанров компьютерного дискурса в соответствии с их существованием в той или иной службе Интернета, опираясь при этом на классификацию Л. Ю. Щипициной [Щипицина 2011], так как данная классификация – единственная из рассмотренных, в которой выделяется интересующий нас жанр микроблога (ср. [Иванов 2000; Буторина 2001; Галичкина 2001; Трофимова 2001; Капанадзе 2002; Соколинская 2003; Смирнов 2004; Асмус 2005; Щипицина 2009а; Crystal 2001]):

Служба

Жанр

Электронная почта

1) электронное письмо

2) список рассылки

Служба новостей

3) новостная группа

IRC, ICQ и т.п.

4) чат

Telnet, MUD и т.п.

5) мультипользовательский мир

Всемирная паутина (WWW)

6) веб-страница (личная, политическая и т.п.)

7) веб-портал

8) форум

9) веблог

10) поисковая система

11) онлайн-энциклопедия

12) веб-каталог

13) веб-страница объявлений

14) Интернет-магазин

15) электронная библиотека

16) социальная сеть

17) микроблог (Твиттер)

18) веб-баннер

19) гостевая книга

20) FAQ

Итак, микроблог – это специальный Интернет-сервис, веб-сайт, позволяющий пользователям писать и публиковать на своей странице короткие сообщения длиной обычно около 140-200 символов [Grosseck, Holotescu 2008].

Важно отметить, что изучение любого жанра неизбежно ведется на примере конкретного практического материала. Одним из первых сервисов микроблогинга и самым популярным на сегодняшний день [Wiesenhofer, Ebner, Kamrat 2010] является Twitter, начавший свою работу 15 июля 2006 года [Лентапедия. Twitter]. Хотя Twitter – не единственный сервис микроблогинга, вследствие его большой популярности (а также малой, по сравнению с Twitter, популярности всех остальных подобных сервисов) научное изучение микроблогов, по нашим данным, ведется в настоящий момент главным образом на материале Twitter (см., например, [Java, Song, Finin, Tseng 2007; Antenos-Conforti 2009; Barnes, Böhringer 2009; Honeycutt, Herring 2009; Jansen, Zhang, Sobel, Chowdury 2009; Reinhardt, Ebner, Beham, Costa 2009; Zhao, Rosson 2009; Heverin, Zach 2010а; Heverin, Zach 2010б; Starbird, Palen, Hughes, Vieweg 2010]). Заметим также, что научные работы, посвященные изучению микроблогов, пока немногочисленны [Barnes, Böhringer 2009], а собственно лингвистических работ в настоящее время крайне мало (нам не удалось найти ни одного лингвистического исследования, посвященного изучению данной формы коммуникации). Рассмотрим, что представляет собой сервис Twitter.

Twitter – это бесплатный сервис микроблогинга, который позволяет зарегистрированным пользователям публиковать на своей странице небольшие заметки длиной не более 140 символов [Honeycutt, Herring 2009], используя для этого официальный сайт (Twitter.com), SMS, службы мгновенного обмена сообщениями (ICQ, MSN и т.п.) или сторонние программы-клиенты [Grosseck, Holotescu 2008]. Максимальная длина сообщения в Twitter ограничена 140 символами для совместимости с форматом SMS-сообщений (последние могут включать до 160 символов, а так как в Twitter 20 символов всегда резервируется для имени пользователя (username), то количество символов в самом тексте сообщения снижено до 140) [Demirbas, Ali, Gurcan, Selim, Ferhatosmanoglu 2010; Ehrlich, Shami 2010].

Сообщения в Twitter (называемые tweets [Honeycutt, Herring 2009], или, на языке русскоязычных пользователей сервиса, твиты [Лентапедия. Twitter]) после публикации отображаются на странице пользователя в обратном хронологическом порядке и мгновенно доставляются другим пользователям, подписанным на их получение – такие пользователи называются followers, или фолловеры, т.е. «последователи», подписчики микроблога [Honeycutt, Herring 2009].

Все сообщения по умолчанию находятся в свободном доступе и могут быть просмотрены не только подписчиками конкретного микроблога, но и вообще любыми пользователями Интернета – как зарегистрированными, так и не зарегистрированными в Twitter. Настройки приватности учетной записи можно изменить таким образом, чтобы сообщения пользователя были доступны только его подписчикам [Honeycutt, Herring 2009; Heverin, Zach 2010б].

Сообщения могут быть только в текстовом формате – вставка изображений, видео- или аудиоматериалов не поддерживается [Diakopoulos, Shamma 2010]. Поэтому сообщения очень часто содержат гиперссылки (которые могут вести на материалы любого характера вне сайта Twitter). При этом жесткий лимит на количество символов в сообщении часто вынуждает пользователей использовать специальные сервисы по сокращению длинных URL-адресов [Ehrlich, Shami 2010; Kwak, Lee, Park, Moon 2010].

Для более удобной коммуникации пользователи Twitter выработали конвенциональную систему обозначений (user-driven conventions [Starbird, Palen, Hughes, Vieweg 2010]), например:

1) хэштэги (англ. hashtags) – ключевые слова, начинающиеся со знака «решетка» – используются для того, чтобы пометить сообщение как связанное с определенной темой (например: #iranelections) [Naaman, Becker, Gravano 2011];

2) знак @ перед именем пользователя используется для упоминания этого пользователя (например: attending a talk by @informor) или для ответа ему (например: @mashable check out our new study on Twitter trends) [Naaman, Becker, Gravano 2011];

3) аббревиатура RT (сокращение от retweet) с последующим указанием имени пользователя используется при цитировании сообщения (или части сообщения) этого пользователя (например: RT @justinbieber Tomorrow morning watch me on the today show) [Naaman, Becker, Gravano 2011];

4) буква d или аббревиатура DM (сокращение от Direct Message) перед именем пользователя используется для отправки ему сообщения в частном порядке, приватно [Twitter Help Center. What Is a Direct Message? (DM)].

С момента своего создания в 2006 году Twitter завоевал широкую популярность: по данным на 1 января 2011 года сервис насчитывает уже около 200 млн. пользователей по всему миру [Chiang 2011].