logo
Копия Никифоров Сергей - Диплом

1.2. Компьютерный дискурс и его конститутивные признаки

В современной лингвистике большое внимание уделяется изучению дискурса. Многоплановость дискурса ведет к различиям во взглядах исследователей на сущность данного понятия и его характеристики. Четкого и общепризнанного определения дискурса, охватывающего все случаи его употребления, не существует [Кибрик, Паршин]. В данной работе дискурс понимается как «связный текст в совокупности с экстралингвистическими (прагматическими, социокультурными, психологическими и др.) факторами» [Лингвистический энциклопедический словарь 2002].

В настоящее время фор­мируется новая сфера коммуникации, которую можно назвать компьютерным дискурсом [Дедова 2004].

Понятие компьютерный дискурс можно трактовать двояко [Кутузов 2006а]. C одной стороны, это «общение в компьютерных сетях» [Галичкина 2001]. При таком понимании мы абстрагируемся от содержания общения и принимаем во внимание только канал передачи информации [Кутузов 2006а]. С другой стороны, компьютерным дискурсом может называться «вся совокупность текстов, объединенная общей тематикой, связанной с современными информационными технологиями» [Самаричева 2001]. При таком понимании важно именно содержание общения, а не канал передачи [Кутузов 2006а]. В данной работе под компьютерным дискурсом понимается общение в компьютерных сетях.

При определении конститутивных признаков компьютерного дискурса, которые делают возможным назвать естественный язык коммуникации посредством компьютера дискурсом, возникают расхождения во мнениях.

Е. Н. Галичкина выделяет следующие конститутивные признаки компьютерного дискурса: 1) электронный сигнал как канал общения; 2) виртуальность (общение с неизвестными, воображаемыми собеседниками); 3) дистантность (участники компьютерного общения удалены друг от друга в пространстве и во времени); 4) опосредованность (общение осуществляется с помощью технического средства); 5) высокая степень проницаемости (слушателем, соучастником или участником компьютерного общения может оказаться любой человек); 6) наличие гипертекста (текст и система команд или дополнений к нему, которые позволяют осуществлять ряд операций: стирать, выделять и многое другое, то есть гипертекст включает вспомогательный инструментарий, который позволяет ускорить получение нужной информации); 7) креолизованность (наличие элементов креолизованных текстов, как правило, в виде картинок); 8) по преимуществу статусное равноправие участников (для компьютерного общения характерен стиль равенства, т.к. в компьютерных конференциях недопустимо поучать другого); 9) передача эмоций, мимики, чувств с помощью смайликов (последовательность символов, отражающих эмоциональное состояние отправителя); 10) комбинация различных типов дискурса (бытового, делового, научного, педагогического, рекламного, политического); 11) специфическая компьютерная этика (совокупность принципов и правил поведения людей, общающихся в компьютерной среде) [Галичкина 2001; Галичкина 2004].

Многие другие исследователи в целом согласны с Е. Н. Галичкиной, и этот список признаков компьютерного дискурса был использован в трудах многих ученых (например, [Моргун 2002; Смирнов 2004; Варламова 2006; Кутузов 2006а; Кутузов 2006б; Михайлов 2006; Горошко 2007; Андрианова 2008; Ильющеня 2008; Касумова 2008; Алексеева 2009; Ахренова 2009; Коротких 2009; Лепшеева 2009; Морослин 2010]), он доминирует в современных отечественных работах, посвященных соответствующей тематике.

В. А. Михайлов и С. В. Михайлов выделяют свои характерные особенности компьютерного дискурса: 1) виртуальность; 2) интерактивность; 3) гипертекстуальность; 4) глобальность; 5) креативность; 6) анонимность; 7) мозаичность [Михайлов, Михайлов 2004]. По мнению Н. А. Лепшеевой (и мы с ней соглашаемся), данный список конститутивных признаков не способен выделить компьютерный дискурс среди других разновидностей дискурса, но скорее претендует на анализ отличий компьютерной коммуникации от традиционных средств массовой информации (такие признаки как интерактивность, глобальность, креативность и мозаичность могут быть описаны лишь при сравнении компьютерной репрезентации информации с телевизионной) [Лепшеева 2009].

А. Б. Кутузов, анализируя список Е. Н. Галичкиной, указывает на некоторые его недочеты. Исследователь отмечает, что выделенные Е. Н. Галичкиной конститутивные признаки относятся в большей степени именно к сетевым форумам как особому виду компьютерного дискурса (в отличие, например, от чатов). А. Б. Кутузов, взяв за основу список Е. Н. Галичкиной и привнеся в него свои поправки и дополнения, предложил следующую систему признаков компьютерного дискурса, отличающих его от других коммуникативных сред: 1) иллокутивность (каждое сообщение или является ответом на предыдущее, или же предполагает немедленный ответ на заданный вопрос или выдвинутый тезис); 2) цифровой канал передачи сигнала; 3) дистантность; 4) анонимность (общение с неизвестными собеседниками); 5) практическая непосредственность или сетевая структура (имеется в виду принципиальная возможность участников компьютерного дискурса с равной легкостью общаться друг с другом, вне зависимости от любых социальных, экономических или политических факторов); 6) гипертекстуальность (свойство текста отсылать реципиента к другим текстам, нелинейный способ хранения информации); 7) мультимедийность, по крайней мере, потенциальная (использование нескольких способов подачи информации); 8) устно-письменный характер коммуникации [Кутузов 2006а; Кутузов 2006б]. Заметим, что последний признак, устно-письменный характер коммуникации (в другой формулировке – использование письменной разговорной речи), некоторые исследователи относят к числу определяющих. О компьютерной коммуникативной среде можно говорить как о новой сфере коммуникации, в которой объединяются черты устной разговорной и письменной речи: подобно письменной речи, компьютерный дискурс использует графический способ фиксации информации, но, подобно устной разговорной речи, он отличается мимолетностью, спонтанностью, неподготовленностью, неформальностью, одновременностью действия, восприятия и реакции. Таким образом, возникла новая форма языкового взаимодействия – письменная разговорная речь [Трофимова 2000; Буторина 2001; Валиахметова 2001; Бергельсон 2002; Скребнев, Скребнев 2002; Дедова 2004; Михайлов 2006; Ахренова 2009; Коротких 2009; Лепшеева 2009; Рыжков 2009; Диасамидзе 2010; Морослин 2010; Щипицина 2011; Кибрик, Паршин].

В. М. Громова считает, что специфичные особенности электронного дискурса связаны с ограничением в применении коммуникативных средств, характерных для традиционного устного общения, и с дополнительными возможностями за счет новых компьютерных технологий. Анализ особенностей письменного электронного общения позволил ученой выделить следующие свойства: 1) дистантность; 2) опосредованность; 3) ограниченность / неограниченность во времени; 4) возможность общения с воображаемым участником общения; 5) использование эмотиконов, шрифтового выделения текста как адаптации или компенсации на письме средств устного общения [Громова 2007].

Н. А. Лепшеева соглашается с А. Б. Кутузовым, что список конститутивных признаков компьютерного дискурса, предложенный Е. Н. Галичкиной, относится главным образом к сетевым форумам как особому виду компьютерного дискурса и требует корректировки. Н. А. Лепшеева приходит к выводу, что однозначного подхода к решению вопроса о конститутивных признаках компьютерного дискурса на данный момент не существует, но общими конститутивными признаками, по мнению ученой, все же можно считать следующие: 1) виртуальность; 2) гипертекстуальность; 3) анонимность; 4) креолизованность; 5) дистантность; 6) устно-письменный характер коммуникации [Лепшеева 2009].

Таким образом, можно сделать вывод, что вопрос выделения конститутивных признаков компьютерного дискурса на данный момент полностью еще не решен. В настоящей работе такими признаками мы будем считать следующие: 1) дистантность и опосредованность; 2) электронный сигнал как канал общения; 3) иллокутивность; 4) анонимность; 5) практическая непосредственность или сетевая структура; 6) гипертекстуальность; 7) креолизованность; 8) специфическая компьютерная этика; 9) устно-письменный характер коммуникации / использование письменной разговорной речи.