4.Школа риторики в древней Греции
Колыбелью риторики является Древняя Греция. Именно там 2,5 тысячи лет назад зародилась риторика как наука.
1. Софисты.
Софисты – это представители новой философской мысли. В центре интересов софистов стоял человек. Софисты были глашатаями образа «общественного человека» - идеала Древней Греции.
В основе их риторического учения лежала идея об относительности истины:
Истина – это только субъективное суждение о ней. Поэтому нельзя утверждать, что одно мнение истиннее другого; можно лишь говорить, что одно мнение убедительнее другого. Именно софисты впервые заговорили о силе слова и создали теорию красноречия.
Главное место в софистической педагогике занимала теория убеждения. Убеждение в споре называлось эристикой (греч. erizo - спорю).
Приемы доказательств, применяемые софистами, породили особый термин – софизм. В современном языке он используется в значении «средство обмана и манипуляции людьми». То есть софизм – это доказательство по форме как будто правильное, а по существу ложное, основанное на игре слов.
2. Сократ (470-399 до н.э.)
Первый вызов софистическому идеалу риторики был брошен Сократом – учеником софистов и впоследствии их безжалостным критиком.
Сократ был учеником софистов, однако в то время как софисты строили расчеты на психологическое воздействие, Сократ во главу угла ставил логическое доказательство. Согласно его концепции, верная мысль рождает верное деяние.
В отличие от странствующих софистов Сократ все время жил в Афинах, где у него сформировался круг учеников. Это была своеобразная школа риторики, в которой получил развитие жанр сократического диалога.
3. Платон (427-347 до н.э.)
Платон- познакомился с Сократом в своем родном городе Афинах и как ревностный ученик посещал собеседования с великим учителем в течение восьми лет. Позже, основав свою школу – Академию – Платон продолжает развивать идеи Сократа, становится величайшим мастером диалога и полемики.
Платон оставил разнообразное литературное наследство: письма, эпиграммы, философские трактаты и диалоги. Жанр диалога Платон довел до совершенства. Содержанием многочисленных диалогов являлись философская беседа или философский спор.
4. Аристотель (384-322 до н.э.)
Достижения греческого ораторского искусства были проанализированы, обобщены и теоретически обоснованы Аристотелем. По мнению Аристотеля, дело риторики – не убеждать, а в каждом данном случает находить способы убеждения. Знаменитый аристотелевский трактат «Риторика», созданный в IV в. до н.э., послужил основой большинства позднейших риторических руководств – античных, а впоследствии европейских, в том числе и русских.
В Древней Греции очень высоко ценилось умение произносить судебные речи. В жизни древнего грека суд занимал очень важное место, но мало походил на суд современный.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- 1.Риторика как наука, искусство, научный предмет.
- 2.Звучащая речь и ее особенности. (речевой аппарат, тренировка дыхания, дикция, интонация)
- 3. Требования к речи учителя. Гигиена голоса учителя
- 4.Школа риторики в древней Греции
- 5. Ранние риторики в России. Ломоносовский п-д
- 6.Риторика в России 19в.
- 7.Риторика в России в 20 в
- 8. Роды и виды красноречия
- 9. Навыки оратора. Этапы подготовки выступления
- 10. Риторика в Др. Риме
- 11. Инвенция(диспозиция)
- 12. Изобразительно-выразительные средства публичной речи
- 13. Приемы привлечения внимания аудитории
- 14. Этапы работы над речью. Меморио, акцио
- 15. Невербальные средства общения
- 16. Культура полемической речи. Виды споров
- 17.Формально-логические законы
- 18. Структура и виды доказательств, логические ошибки
- 19. Классификация доводов
- 20. Полемические приемы
- 21. Нечестные уловки. Недопустимые уловки
- 22. Психологические уловки
- 23. Спор, дискуссия, полемика, дебаты. Культура спора
- 24. Классификация вопросов и ответов