logo
Ritorika (2)

14. Этапы работы над речью. Меморио, акцио

Классический риторический канон видит на пути от мысли к речи пять этапов: изобретение (как изобрести, что сказать?), расположение (как расположить изобретенное?), украшение (как словесно оформить мысль, украсить словами?), запоминание, произнесение. Каждая речь — это проявление индивидуальности, чем крупнее фигура оратора, тем ярче проявляется эта индивидуальность.

- разработка речи начинается с уяснения темы выступления, ее основной идеи. Тема должна быть актуальной, интересной, конкретной, четко сформулированной, доступной.

Основная цель — информировать слушателей, т. е. научить их, дать им определенные сведения, воздействовать на них, сформировать у них убеждения, представления, которые станут затем мотивами поведения людей, короче говоря — сформировать стереотип поведения. Важный вопрос— оценка обстановки и состава слушателей. Оратор должен знать и учитывать состав аудитории.

-Следующий этап — работа над теоретическим, фактическим материалом и составление самой речи, т. е. ее композиционно-стилистическое оформление. Текст речи может быть написан или “составлен в уме” на основе проработанных материалов, прошлых текстов или прошлого опыта.

-Умело подобранный фактический и цифровой материал делает речь конкретной, предметной, доходчивой и убедительной. Факты выполняют две функции: иллюстрации положений речи и доказательства их правильности. Факты должны быть яркими, но не случайными, а типичными, отражающими суть явления. К ним предъявляются также требования актуальности и убедительности, практической направленности и значимости, достоверности и абсолютной точности, системности и связи с общей идеей речи, направленности на учет интересов и потребностей слушателей. При подготовке к выступлению необходимо работать с разными источниками.

-Параллельно идет работа над стилем изложения и композиционно-логическим расположением частей речи.

Итак, выступление написано полностью, осмыслено, несколько раз, но фрагментарно, по мере подготовки, прочитано. Теперь подошел новый этап работы над речью, очень важный для начинающего оратора, — репетиция. Именно к ней должен чрезвычайно внимательно отнестись начинающий оратор. На этом этапе работы над речью особое внимание необходимо обратить на технику произношения. Безусловно, имеет значение интонация.

Классическая риторика включает в себя следующие разделы:

1) инвенция – изобретение речи;

2) диспозиция – построение речи;

3) элокуция – украшение речи;

4) мемориа – запоминание речи;

5) акцио – произнесение речи.

Эти этапы работы над речью были выделены ещё в античные времена. Иначе это называется античный риторический канон – (канон – греч. правило), т. е. правила работы над речью.

Античный канон не потерял актуальности. В современной риторике добавился ещё один этап – анализ результатов выступления.