7.Риторика в России в 20 в
1917/20-1985/90 гг. – советский период с господством коммунистической идеологии, агитации и пропаганды. Коммунизм победил в России благодаря яркой риторике партии большевиков, а проиграл через 70 лет вследствие отсутствия риторики в советское время, потому что не умел защитить и объяснить себя речью. В 20-е годы у России существовал огромный интерес к теории и практике ораторского искусства, но он закончился в 30-е годы со временем сталинских репрессий. Наша перестройка возродила риторическую борьбу и дала яркие фигуры новых ораторов. К сожалению, у неё не было ясной философско-этической основы. Каждый современный оратор-политик идет к вершинам своей политической карьеры через убеждающее и влиятельное слово.
С 1990 г. – начало нового стиля жизни, который связан с новым информационным обществом (радио, телевидение, компьютер, интернет). С 2000 года начинается утверждение этого стиля мысли, речи и жизни, которое сопровождается реформами в образовании, появлением целого ряда новых речевых наук (связи с общественностью, информатика, имиджелогия, коммуникативистика и мн. др.). Развивается и риторика, приобретая очертания всеобъемлющей фундаментальной науки о мысли и речи, всей совокупности видов слова в развитом постинформационном обществе.
Попытки возрождения риторики в России можно отнести еще к 20-м годам нашего столетия. К сожалению, многие высказанные тогда замечательными отечественными филологами и философами идей, касающиеся предмета и объекта риторики, методов риторических исследований — идеи, способные придать нашей древней науке новую жизнь, так и остались неосуществленными. Большинство этих ученых стали жертвами террора — погибли в лагерях, как, например, известный философ профессор Г. Г. Шпет (1879—1937), или были высланы за пределы страны. «Область риторического» — область свободной, выразительной, культурной, воздействующей, убеждающей речи — стала запретной. Вот как определял существо риторической речи Г.Г. Шпет: это речь экспрессивная, эмоциональная, где «пафос вовлекается в самое аргументацию, где последняя перемежается воплем, мольбою, жалобою, угрозою, где чередуется обращение ad rem (к сути) с обращением ad hominem (к человеку)» Ораторская речь не могла в этот период стать «неотложной темой русской филологической науки», к чему призывал академик В. В. Виноградов.(Возрождение риторики не состоялось. Начало не получило продолжения. Отечественная риторическая традиция, научная и практическая, была прервана на долгие десятилетия.
Именно к этой традиции возвращаемся мы сегодня. Поэтому современная риторика в России не столько создается заново, сколько возрождается на новом уровне.
- 1.Риторика как наука, искусство, научный предмет.
- 2.Звучащая речь и ее особенности. (речевой аппарат, тренировка дыхания, дикция, интонация)
- 3. Требования к речи учителя. Гигиена голоса учителя
- 4.Школа риторики в древней Греции
- 5. Ранние риторики в России. Ломоносовский п-д
- 6.Риторика в России 19в.
- 7.Риторика в России в 20 в
- 8. Роды и виды красноречия
- 9. Навыки оратора. Этапы подготовки выступления
- 10. Риторика в Др. Риме
- 11. Инвенция(диспозиция)
- 12. Изобразительно-выразительные средства публичной речи
- 13. Приемы привлечения внимания аудитории
- 14. Этапы работы над речью. Меморио, акцио
- 15. Невербальные средства общения
- 16. Культура полемической речи. Виды споров
- 17.Формально-логические законы
- 18. Структура и виды доказательств, логические ошибки
- 19. Классификация доводов
- 20. Полемические приемы
- 21. Нечестные уловки. Недопустимые уловки
- 22. Психологические уловки
- 23. Спор, дискуссия, полемика, дебаты. Культура спора
- 24. Классификация вопросов и ответов