2.Звучащая речь и ее особенности. (речевой аппарат, тренировка дыхания, дикция, интонация)
Для всех, кто по своей профессии «работает» голосом, речевой аппарат — своеобразный музыкальный инструмент, созданный природой и поэтому совершенный, который необходимо знать во всех тонкостях, чтобы успешно пользоваться им.
Ученые определили, что звук голоса — одна из форм энергии. Энергия эта, порожденная голосовым аппаратом человека, распространяясь с большой скоростью, приводит в колебание молекулы воздуха с определенной частотой и силой. От частоты колебания зависит высота звука, а от амплитуды колебания — его сила.
Для образования звуков прежде всего необходим воздух. С помощью дыхательных органов (мускулатуры) воздух втягивается в легкие и выталкивается наружу. От объема легких, от того, сколько воздуха они могут вместить, а затем вытолкнуть, зависит сила звука и его продолжительность. Однако при вдохе и выдохе воздуха не всегда образуется звук. Чтобы жить, человек должен дышать, даже во сне. С прекращением дыхания наступает смерть.
Воздух превращается в звук, когда у человека появляется необходимость поделиться своими мыслями. Высказать их вслух. Тогда и совершается образование звука. Процесс этот сложный и протекает так: на пути прохождения воздуха через гортань находятся голосовые связки-вибраторы. Они — источник звука. Именно в гортани рождается звуковая волна. Затем она попадает в резонаторы (носоглотка, носовая полость, ротовая полость), которые усиливают и обогащают звук голоса. Работу завершают артикуляторы, находящиеся в ротовой полости: язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо.
Самый активный артикулятор — язык. Он во рту чувствует себя хозяином: то к зубам прижмется, то отступит от них, то к нёбу начнет подниматься, то в глубь ротовой полости уйдет. От его движений зависит характер большинства звуков русского языка. Не случайно вербальный (словесный, звуковой) способ общения назвали языком. Голосовой аппарат связан с внутренней жизнью человека, обусловлен его характером, психикой, желаниями, тончайшими движениями сферы чувств.
Тренировка дыхания исходит из двух важнейших факторов — психического и двигательного.
1. Глубокий, энергичный, короткий вдох, в основном через нос, направленный в нижние доли легких;
2. Равномерный, активный, не ослабевающий к концу («незатухающий») выдох;
3. Организационный выдох, «фокусировку» его на кончиках чуть собранных (как бы для свиста) губ. Только отработав эти элементы, можно переходить к следующей серии упражнений, развивающих речевое дыхание. Важнейшей особенностью регуляции у человека является его способность произвольно, в соответствии со стоящей перед ним задачей, в том числе и речевой, менять темп, ритм, активность, амплитуду дыхательных движений. Произвольное изменение темпа, ритма дыхания широко используется в практике физического воспитания и спорта. Однако не менее важным следует считать умелую и точную регуляцию дыхания в процессе публичной речи. Дикция — четкое произношение звуков речи, соответствующее фонетической норме данного языка. Четкая артикуляция звуков речи (установка речевого аппарата в позицию, позволяющую образовать нужный звук) зависит от степени тренированности активных речевых органов — губ, языка. Поэтому отработка четкой дикции всегда начинается с мышечной тренировки — артикуляционной гимнастики, позволяющей сознательно управлять нужными группами мышц. Интонация — сложное явление. Она включает в себя четыре акустических компонента: тон голоса, интенсивность или силу звучания, его длительность и тембр.
- 1.Риторика как наука, искусство, научный предмет.
- 2.Звучащая речь и ее особенности. (речевой аппарат, тренировка дыхания, дикция, интонация)
- 3. Требования к речи учителя. Гигиена голоса учителя
- 4.Школа риторики в древней Греции
- 5. Ранние риторики в России. Ломоносовский п-д
- 6.Риторика в России 19в.
- 7.Риторика в России в 20 в
- 8. Роды и виды красноречия
- 9. Навыки оратора. Этапы подготовки выступления
- 10. Риторика в Др. Риме
- 11. Инвенция(диспозиция)
- 12. Изобразительно-выразительные средства публичной речи
- 13. Приемы привлечения внимания аудитории
- 14. Этапы работы над речью. Меморио, акцио
- 15. Невербальные средства общения
- 16. Культура полемической речи. Виды споров
- 17.Формально-логические законы
- 18. Структура и виды доказательств, логические ошибки
- 19. Классификация доводов
- 20. Полемические приемы
- 21. Нечестные уловки. Недопустимые уловки
- 22. Психологические уловки
- 23. Спор, дискуссия, полемика, дебаты. Культура спора
- 24. Классификация вопросов и ответов