logo
Риторика

Вопрос 4. Требования риторики к публичной речи. Четыре закона риторики.

Публичная речь — это особая форма речевой деятельности в условиях непосредственного общения, речь, адресованная определенной аудитории, ораторская речь.

Цель-информирование слушателей и оказание на них желаемого воздействия (убеждение, внушение, воодушевление, призыв к действию и т.д.). По своему характеру она представляет собой монологическую речь, то есть рассчитанную на пассивное восприятие, не предполагающую ответной словесной реакции.

По мнению специалистов, для современного монолога типичны значительные по размеру отрезки текста, состоящие из высказываний, имеющих индивидуальное композиционное построение и относительную смысловую завершенность. Эти признаки свойственны и публичной речи.

Однако строгих границ между монологом и диалогом не существует. Почти в любом монологе присутствуют элементы «диалогизации», стремление преодолеть пассивность восприятия адресата, желание втянуть его в активную мыслительную деятельность. Особенно это характерно для ораторской речи.

Если рассматривать публичное выступление с социально-психологической точки зрения, то это не просто монолог оратора перед аудиторией, а сложный процесс общения со слушателями, причем процесс не односторонний, а двусторонний, то есть диалог. Взаимодействие между говорящим и аудиторией носит характер субъектно-субъектных отношений. Та и другая сторона являются субъектами совместной деятельности, сотворчества, и каждая выполняет свою роль в этом сложном процессе публичного общения.

Задачи:

  1. доказать

  2. воздействовать на волю людей

  3. доставить эстетическое удовольствие слушателю

Признаки публичной речи:

  1. произносится открыто, гласно

  2. убеждающая

  3. обращенная к широкой аудитории

  4. произносимая профессионалом

  5. с целью изменения взглядов аудитории

  6. коммуникативность

  7. направлена на неограниченное число слушателей

  8. целенаправленная речь

  9. устная

  10. воздействующая речь