24. Культура произношения. Значение звуковой организации судебной речи.
Звучащая речь является основной формой существования языка. Даже когда мы, читая, не произносим текста вслух, каждое слово воспринимается в его звуковой оболочке. Особенно ярко мы представляем звучание поэтической речи. Поэтому форма звукового выражения мысли имеет значение не только для устной речи, но и для письменной.
Чем более совершенна фоника того или иного произведения, тем более естественным и внутренне необходимым кажется звуковое выражение мысли. Напротив, стилистические недочеты фоники затрудняют артикуляцию при чтении текста, порой вызывают неуместные ассоциации и искажают содержание.
В художественном тексте каждое слово оказывается как бы под увеличительным стеклом: «…слово в поэзии «крупнее» этого же слова в общеязыковом тексте». Поэтому весь комплекс значений, заложенных в слове, – образных, эмоционально-экспрессивных, этимологических, – а также само его звучание, становясь объектом художественного восприятия, приобретают особый смысл.
Фонетическая организация художественной речи должна быть ясной и точной, чтобы не отвлекать внимания читателя, не мешать восприятию текста. Однако в поэзии, а иногда и в художественной прозе звуковая сторона речи может стать и конструктивным элементом стиля. Вовлечение фоники в решение художественно-эстетических задач увеличивает ее стилистическое значение.
Поэзию от прозы принципиально отличает более музыкальное, эстетически совершенное сочетание звуков. Как составной элемент художественной формы фоника служит наиболее полному, яркому воплощению замысла поэта, усиливая другие экспрессивные средства поэтической речи.
- 1 Вопрос. Понятие профессиональной риторики. Отличия судебного ораторского искусства от других видов ораторского искусства.
- 2. Понятие ораторского искусства и судебной речи.
- 3. Стиль судебной речи и его характеристика.
- Вопрос 4. Требования риторики к публичной речи. Четыре закона риторики.
- Вопрос 5. Классические приемы риторики.
- 6Вопрос. Требования, предъявляемые к судебной речи. Ясность, точность, логичность, уместность, чистота.
- 7 Вопрос. Коммуникативные качества воздействующей речи: правильность, лаконичность, выразительность, самобытность и богатство.
- 8. Понятие «Речевая культура юриста». Отличия устной монологической судебной речи от культуры письменной речи.
- 9. Речевые штампы. Возможность их применения и необходимость исключения злоупотребления речевыми штампами.
- 10. Судебное красноречие в Древней Греции (логографы, Горгий, Лисий, Исократ, Демосфен).
- 11. Ораторское искусство в Древнем Риме. Вклад Цицерона и Квинтилиана в развитие судебного красноречия.
- 12. Судебное ораторское искусство Франции хviii – хiх вв.
- 13. Выдающиеся русские судебные ораторы второй половины хiх в. И их вклад в развитие русской и мировой профессиональной риторики.
- 14. Основные черты судебной речи в советском судопроизводстве.
- 15. Судебная речь как монолог. Средства диалогизации судебной речи.
- 16. Специфика устной речи. Подготовка устной речи. Разговорные конструкции в устной судебной речи.
- 17. Значение законов формальной логики в подготовке и произнесении судебной речи Логические операции доказывания.
- 18. Нарушения законов формальной логики в речи оратора.
- 19. Логические ошибки в речи судебного оратора.
- 21. Предметно-логическое построение судебной речи. Композиция судебной речи, произносимой в суде присяжных.
- 22. Лингвистическая структура судебной речи. Юридические клише и прием обрамления в тексте судебной речи.
- 23. Стилистические фигуры в судебной речи
- 24. Культура произношения. Значение звуковой организации судебной речи.
- 25. Подготовка судебной речи и ее специфика.
- 26-30 В книге.
- 31. Разновидности судебной речи [править]
- § 7.3.Реплика
- § 7.4.Напутственное слово председательствующего
- Интеллектуализированные средства воздействия
- 35. Вопросительные конструкции
- 36. 2. Разговорные конструкции в судебной речи
- 37. § 2.Вопросно-ответная форма речевой коммуникации.