11. Ораторское искусство в Древнем Риме. Вклад Цицерона и Квинтилиана в развитие судебного красноречия.
В Древнем Риме расцвет судебного красноречия совпадает с последним периодом Республики и кончается вместе с нею. Его развитию во многом содействовали блестящие образцы греческого ораторского искусства. Когда в Риме появились греческие риторы и открыли там первые риторические школы, в них устремилась молодежь. Один из римских историков писал: «Чье искусство по славе своей сравнится с ораторским?» Все лучшее, чего достигло древнее римское ораторское искусство, сконцентрировано в ораторском мастерстве Марка Туллия Цицерона (106-44 до н.э.). Цицерон писал: «Есть два искусства, которые могут возвести человека на самую высокую ступень почета: одно -это искусство хорошего полководца, другое - искусство хорошего оратора». Одаренный от природы, он получил прекрасное образование: изучал римское право у знаменитого юриста Сцеволы, учился диалектике - искусству спора и аргументации, знакомился с греческой философией, изучал ораторское искусство греческих мастеров слова, учился ему у Красса и Антония. Но на первый план Цицерон выдвигал труд. Он много работал над голосом, чтобы устранить его природную слабость и придать ему приятное звучание и силу. Всегда тщательно готовился к произнесению речей, постоянно совершенствовал свое ораторское мастерство. Наиболее полезным для оратора Цицерон считал этику и логику, философию, историю и литературу, так как знание логики помогает логически правильно построить речь, знание этики - выбрать тот прием, который вызовет нужную реакцию у слушателей. Философия, история и литература делают интересным то, что уже известно. Наиболее важными условиями успеха Цицерон считал убежденность самого оратора и стремление убедить суд, а решающим фактором в выступлении оратора - знание. Если говорящий плохо знает дело, то никогда не сможет убедить слушателей, каким бы искусством ни обладал; знание же «дает содержание красноречию, материал для выражения». Оратор, по его убеждению, должен подобрать материал и доказательства, уметь расположить их. Расположению материала (expositio) Цицерон придавал большое значение. Он разработал композицию судебной речи, которая обеспечивала максимально легкое усвоение материала. Речь состояла из шести частей: 1-я часть - вступление, которое должно вызвать симпатии к оратору, сосредоточить внимание слушателей, подготовить их к тому решению, которое предложит оратор; 2-я часть (Partitio) - план выступления, в котором он ясно указывал основные положения защиты и выдвигал тезис; 3-я часть (Narratio) - рассказ о том, как произошло преступление. Самой главной частью речи Цицерон считал 4-ю - доказательства (Probatio). Для доказательства оратор привлекал факты двоякого рода: одни из них должны действовать на ум слушателей (argumentum); другие - воздействовать на чувства, что особенно важно в конце речи. Затем шла 5-я часть (Repetitio) - повторение решающих доводов, чтобы они лучше запечатлелись в сознании суда. И заканчивалась речь подведением итогов (Peroratio). Главная сила речей Цицерона - в их содержательности, умении подбирать веские доказательства, в логичном расположении материала. Он постепенно и целенаправленно разбивал все нападки противников, старался не столько победить, сколько убедить. Глубокому содержанию речей Цицерона соответствовала яркая форма. Все изобразительные средства были использованы и «разбросаны по речи с умом», особенно сильны были его патетические заключения с риторическими вопросами. Цицерон писал: «Чтобы зажигать сердца, речь должна пылать». И все его судебные речи, сильные по аргументации, удивительные по форме, очаровывали и подчиняли себе слушателей: он умел возбудить в них чувство сострадания к подсудимому, умел остроумным замечанием ввести противника в замешательство, заставить судью улыбнуться. Квинтилиан так оценил ораторское мастерство Цицерона: «Небо послало на землю Цицерона, по-видимому, для того, чтобы дать нам пример, до каких границ может идти могущество слова… С полной справедливостью современники провозгласили его царем адвокатуры».
КВИНТИЛИА́Н Марк Фабий - римский оратор и теоретик ораторского искусства. Трактат «Об образовании оратора» — самый подробный сохранившийся курс античной риторики с экскурсом в историю греческой и римской литературы. Труд зрелых лет Квинтилиана и венец его преподавательской деятельности — «Наставления оратору» в XII книгах, (91-95 или 94-97) — представляет собой систематическое изложение теории риторики. Цицерон был для Квинтилиана образцом для подражания во всех отношениях, в том числе стилистическом. Квинтилиан выступал против крайностей ведущих стилистических направлений в римской риторике — пышности азианства и сухой строгости аттицизма, резко критиковал многих современных ему ораторов, полагавшихся лишь на свой природный дар и считавших ненужным кропотливый труд по овладению теоретическими знаниями и практическими приемами, необходимыми настоящему оратору и всякому действительно образованному человеку. Десятая книга «Наставлений» представляет собой краткую историю греческой и римской литературы и предлагает читателю перечень и краткие характеристики авторов и произведений, рекомендуемых к изучению. Завершает сочинение книга, целиком посвященная анализу нравственных качеств, необходимых оратору; задуманная автором как центральная в его труде, она была ответом на наболевшую проблему его эпохи — аморальность судебных ораторов, за плату защищавших явных преступников и обвинявших невиновных. Труд Квинтилиана оказал огромное влияние на гуманистов эпохи Возрождения, создававших на его основе свои руководства по ораторскому искусству. Наряду с Цицероном Квинтилиан был долгое время самым читаемым латинским автором, его книги считались образцом для всех, писавших по-латыни в Новое время. Авторство приписываемых Квинтилиану «Декламаций» спорно; небольшое его сочинение — «О причинах порчи красноречия» — не дошло до нашего времени.
- 1 Вопрос. Понятие профессиональной риторики. Отличия судебного ораторского искусства от других видов ораторского искусства.
- 2. Понятие ораторского искусства и судебной речи.
- 3. Стиль судебной речи и его характеристика.
- Вопрос 4. Требования риторики к публичной речи. Четыре закона риторики.
- Вопрос 5. Классические приемы риторики.
- 6Вопрос. Требования, предъявляемые к судебной речи. Ясность, точность, логичность, уместность, чистота.
- 7 Вопрос. Коммуникативные качества воздействующей речи: правильность, лаконичность, выразительность, самобытность и богатство.
- 8. Понятие «Речевая культура юриста». Отличия устной монологической судебной речи от культуры письменной речи.
- 9. Речевые штампы. Возможность их применения и необходимость исключения злоупотребления речевыми штампами.
- 10. Судебное красноречие в Древней Греции (логографы, Горгий, Лисий, Исократ, Демосфен).
- 11. Ораторское искусство в Древнем Риме. Вклад Цицерона и Квинтилиана в развитие судебного красноречия.
- 12. Судебное ораторское искусство Франции хviii – хiх вв.
- 13. Выдающиеся русские судебные ораторы второй половины хiх в. И их вклад в развитие русской и мировой профессиональной риторики.
- 14. Основные черты судебной речи в советском судопроизводстве.
- 15. Судебная речь как монолог. Средства диалогизации судебной речи.
- 16. Специфика устной речи. Подготовка устной речи. Разговорные конструкции в устной судебной речи.
- 17. Значение законов формальной логики в подготовке и произнесении судебной речи Логические операции доказывания.
- 18. Нарушения законов формальной логики в речи оратора.
- 19. Логические ошибки в речи судебного оратора.
- 21. Предметно-логическое построение судебной речи. Композиция судебной речи, произносимой в суде присяжных.
- 22. Лингвистическая структура судебной речи. Юридические клише и прием обрамления в тексте судебной речи.
- 23. Стилистические фигуры в судебной речи
- 24. Культура произношения. Значение звуковой организации судебной речи.
- 25. Подготовка судебной речи и ее специфика.
- 26-30 В книге.
- 31. Разновидности судебной речи [править]
- § 7.3.Реплика
- § 7.4.Напутственное слово председательствующего
- Интеллектуализированные средства воздействия
- 35. Вопросительные конструкции
- 36. 2. Разговорные конструкции в судебной речи
- 37. § 2.Вопросно-ответная форма речевой коммуникации.