logo
58 ИРЛЯ

Литературный язык начальной эпохи формирования русской нации

  1. Начало образования русской нации и русского национального языка.

  2. Сближения языка демократической литературы с разговорным языком.

  3. Разрушение границ между книжно-славянским типом языка и разговорным языком.

  4. Развитие русского национального литературного языка в петровскую эпоху.

  5. Распад системы двух типов литературного языка.

У п р а ж н е н и я:

1. Найдите в “Повести о Шемякином суде” черты книжного языка (в том числе черты деловых документов) и разговорной речи. Определите тип литературного языка этого произведения. Какие процессы в развитии литературного языка отражаются в тексте? (Хрестоматия по истории русского литературного языка / Сост. Кожин А.Н. – М., 1974. – с. 204–206).

2. Прочитайте отрывок из “Жития протопопа Аввакума” (Хрестоматия по истории русского литературного языка / Сост. Кожин А.Н. – М., 1974. – с.193–194). Выпишите примеры употребления народно-разговорной лексики, фразеологии, разговорных синтаксических конструкций, средств художественной выразительности, сочетаний элементов разных стилей. Покажите, как обогащалась лексико-стилистическая система русского литературного языка.

3. Покажите, как в «Книге о скудости и богатстве» И.Т. Посошкова сочетаются лексические и грамматические черты официально-делового изложения и черты живой разговорной речи. Обратите внимание на стилистическую пестроту. Какова судьба двуязычия в середине XYIII века? (Хрестоматия по истории русского литературного языка /Сост.: Кожин А.Н. – М., 1974. – С. 235).

4. Составьте тезисный план одного из изданий, предложенных в списке дополнительной литературы.

Д о п о л н и т е л ь н а я л и т е р а т у р а:

  1. Виноградов В.В. Различия между закономерностями развития славянских литературных языков в донациональную и национальную эпоху. – М., 1963.

  2. Демкава Н.С. Житие протопопа Аввакума. – Л., 1974.

  3. Кутина Л.Л. Формирование русской науки (термины математики, астрономии, географии) в первой четверти XVIII в. – М., 1964.

4. Панегирическая литература петровского времени /Под ред. Державина О.А. – М., 1979..

ПЛАН-ЗАДАНИЕ № 4

Ломоносовский период в истории русского литературного языка

  1. Распад системы двух типов литературного языка. Первые шаги в упорядочении русского литературного языка на новой основе (В.К. Тредиаковский).

  1. Стилистическая теория М.В. Ломоносова.

а) “Высокий” стиль, его особенности, узость жанровых границ его употребления.

б) “Низкий” стиль, его потенциальные возможности, разнообразие сфер употребления.

в) Характеристика и реальное функционирование “среднего” стиля.

  1. Значение теории трех стилей М.В. Ломоносова в истории русского литературного языка.

У п р а ж н е н и я:

1. Подготовьте реферат на тему: “Значение теории трех стилей М.В. Ломоносова в истории русского литературного языка”.

2. Прочитайте отрывок из “Оды на день восшествия на престол. 1747 года” М.В. Ломоносова (Хрестоматия по истории русского литературного языка / Сост. Кожин А.Н. – М., 1974. – с. 288–289). Выпишите по 2–3 примера орфоэпических, лексических, морфологических, синтаксических особенностей, художественно-изобразительных средств, подтверждающих, что это произведение принадлежит высокому стилю.

3. Проанализируйте язык произведения М.В. Ломоносова “Письмо о пользе стекла” (Хрестоматия по истории русского литературного языка / Сост. Кожин А.Н. – М., 1974. – с. 297–299). Определите причины перспективности среднего стиля. Как решается проблема взаимоотношения русского и старославянского языков?

Какова роль М.В. Ломоносова в упорядочении и развитии научной терминологии в русском языке, в формировании стиля научного изложения?

4. Отметьте языковые средства, используемые в отрывке из “Гимна бороде” М.В. Ломоносова (Хрестоматия по истории русского литературного языка / Сост. Кожин А.Н. – М., 1974. – с. 293–294), позволяющие отнести это произведение к низкому стилю.

Д о п о л н и т е л ь н а я л и т е р а т у р а:

  1. Вомперский В.П. «Российская грамматика» М.В. Ломоносова/ Русский язык в школе. 1980. – №.5.

  2. Вомперский В.П. Стилистическое учение М.В. Ломоносова и теория трех стилей. – М., 1970.

  3. Чернышов В.И. М.В. Ломономов и его «Российская грамматика» / Чернышов В.И. Избранные произведения. – Т. 2. – М., 1970. – С. 9-36.

ПЛАН-ЗАДАНИЕ № 5

РАЗВИТИЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII в.

  1. Разрушение “высокого” стиля. Язык от Г.Р. Державина.

  2. Распад оппозиции “высокого” и “низкого” стилей. Роль Д.И. Фонвизина в истории русского литературного языка.

  3. Значение издательской деятельности Н.И. Новикова для развития русского литературного языка.

  4. Роль А.Н. Радищева в формировании публицистического стиля.

У п р а ж н е н и я:

1. Прочитайте отрывок из оды Г.Р. Державина “Фелица” (Хрестоматия по истории русского литературного языка / Сост. Кожин А.Н. – М., 1974. – с. 357–359). Отметьте случаи использования народно-разговорной лексики и соединение элементов разных стилей в оде.

2. В отрывках из журналов Н.И. Новикова (Хрестоматия по истории русского литературного языка / Сост. Кожин А.Н. – М., 1974. – с. 318–319, 320, 322–323) найдите примеры употребления народно-разговорной лексики и фразеологии, определите ее функции.

3. Проанализируйте язык главы “Любани” из “Путешествия из Петербурга в Москву” А.Н. Радищева (Хрестоматия по истории русского литературного языка / Сост. Кожин А.Н. – М., 1974. – с. 341–342). Выделите случаи сочетания элементов разных стилей в тексте. Определите функции старославянизмов в нем.

Д о п о л н и т е л ь н а я л и т е р а т у р а:

  1. Замкова В.В. Славянизмы как стилистическая категория в русском литературном языке XVIII в. – Л., 1975.

  2. Качурин М.Г., Шнеерсон М.А. Изучение языка писателей XVIII – начала XIХ веков. – М., 1959.

  3. Князькова Г.П. Русское просторечие второй половины XVIII в. – Л., 1974.

  4. Литературный язык XVIII века. Проблемы стилистики. – Л., 1982.

  5. Тулина Т.А. Анализ языка и стиля изучаемых в школе глав “Путешествия…” А.Н. Радищева // Русский язык в школе. 1958. – № 4.

  6. Успенский Б.А. Из истории русского литературного языка XVIII –начала XIХ века. – М., 1985.

  7. Шведова Н.Ю. Общественно-публицистическая лексика и фразеология в “Путешествии…” А.Н. Радищева // Материалы и исследования по истории русского литературного языка. – Т.2. – М., 1951.

  8. Язык русских писателей XVIII века. – Л., 1981.

ПЛАН-ЗАДАНИЕ № 6

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЯЗЫК НАЧАЛА ХIX века.

  1. “Новый слог” Н.М .Карамзина и его школы.

  2. Критика “нового слога” А.С .Шишковым и полемика “шишковцев” с “карамзинистами”.

  3. Взгляды поэтов-декабристов на развитие русского литературного языка.

  4. Язык басен И.А. Крылова как важный этап на пути к пушкинским преобразованиям

  5. Значение А.С. Грибоедова в истории русского литературного языка.

У п р а ж н е н и я:

1. Прочитайте отрывок из “Писем русского путешественника” Н.М .Карамзина (Хрестоматия по истории русского литературного языка / Сост. Кожин А.Н. – М., 1974. – с. 371–374). Обратите внимание на то, какими средствами создавал Н.М. Карамзин украшенный и сентиментальный слог своей прозы, определите роль эмоциональной экспрессивной лексики и фразеологии в творчестве писателя (выпишите несколько примеров, иллюстрирующих ваши наблюдения). Проанализируйте синтаксис отрывка по следующему плану: порядок слов, объем предложений; логическое членение предложений на составные части; близость к синтаксису живой разговорной речи; четкое, симметричное построение периодов, характер внутренних связей частей внутри периода. Сделайте вывод о синтаксических преобразованиях Н.М. Карамзина.

2. Покажите народный характер языка басни А.И. Крылова “Стрекоза и муравей”, анализируя лексику, фразеологию, грамматические особенности, синтаксис (Хрестоматия по истории русского литературного языка / Сост. Кожин А.Н. – М., 1974. – с. 389) письменно. Привлекая другие басни, сформулируйте критерии отбора и принципы употребления А.И. Крыловым явлений народно-разговорной речи в авторском повествовании и в речи персонажей. Какой процесс в истории русского литературного языка они отражают? Какова роль И.А. Крылова в этом процессе?

3. Проанализируйте одно из действий комедии А.С.Г рибоедова “Горе от ума” и определите, как писатель вводил в текст произведения разговорную речь различных социальных слоев московского общества, Выпишите примеры, иллюстрируя ваши наблюдения.

4. Законспектируйте статью И.С. Авиловой “К изучению русского языка поэтов-декабристов” / Материалы и исследования по истории русского литературного языка. – т.3. М.–Л., 1953.

Д о п о л н и т е л ь н а я л и т е р а т у р а:

  1. Авилова И.С. К изучению русского языка поэтов-декабристов” / Материалы и исследования по истории русского литературного языка. – т.3. М.–Л., 1953.

  2. Булаховский Л.А. Русский литературный язык первой половины XIX в. – М., 1954.

  3. Горшков А.И. Язык предпушкинской прозы. – М., 1982.

  4. Успенский Б.А. Из истории русского литературного языка XVIII – начала XIХ вв. Языковая программа Карамзина и ее исторические корни. – М., 1985.

  5. Шелепина О.Е. Роль и значение А.С. Грибоедова в истории русского литературного языка. – Львов, 1963.

ПЛАНЫ-ЗАДАНИЯ № 7-8