logo
58 ИРЛЯ

Завершение формирования норм национального русского

ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА КАК СОВРЕМЕННОГО В ТВОРЧЕСТВЕ

А.С.ПУШКИНА. ЯЗЫК ПРОИЗВЕДЕНИЙ А.С.ПУШКИНА

  1. Взгляды А.С. Пушкина на литературный язык и пути его дальнейшего развития.

  2. Народность языка А.С. Пушкина.

  3. Стилистическая роль славянизмов в языке А.С. Пушкина.

  4. Отношение А.С .Пушкина к заимствованиям

2

  1. Язык художественной прозы А.С. Пушкина

  2. Значение творчества А.С. Пушкина в истории русского литературного языка.

У п р а ж н е н и я:

1. Выпишите из одного тома “Словаря языка Пушкина” по 10–15 примеров на каждую группу: а) народно-разговорная лексика и фразеология; б) церковнославянизмы; в) заимствованные слова; г) поэтическая лексика. Сделайте выводы о составе каждой группы.

2. Найдите в одной из сказок А.С. Пушкина (на выбор) особенности, сближающие ее с русскими народными сказками: народные слова и обороты, разговорные синтаксические конструкции, повторы, слова с эмоционально-оценочными суффиксами, постоянные эпитеты и др. Выпишите свои примеры.

3. Сравните функции старославянизмов и архаизмов в стихотворениях А.С. Пушкина “Песнь о вещем Олеге” и “Послание в Сибирь”. Сделайте выводы.

4. Произведите стилистический анализ словарного состава первых семи строф романа “Евгений Онегин” и определите роль слов с разной стилистической окраской. Покажите, как удачно сочетает А.С. Пушкин слова разных стилистических пластов.

5. В повести “Станционный смотритель” выберите несколько частей, которые отличаются друг от друга по языку, средствам изобразительности и стилю. Укажите характерные особенности языка и стиля каждой части. Выясните, какие пласты русского литературного языка использованы А.С. Пушкиным для построения этой многоплановости повествования. Выпишите примеры.

6. Определите, какие требования предъявлял А.С. Пушкин к языку исторической драмы. Какими языковыми средствами создавал Пушкина в драме “Борис Годунов” живые голоса народа. Какую роль при воссоздании характера и духа изображаемой эпохи играли церковнославянизмы и архаизмы? Признавал ли А.С. Пушкин зависимость языка трагедии (“высокого стиля”) от теории Ломоносова? Выводы иллюстрируйте примерами.

7. Приведите примеры выражений из произведений А.С. Пушкина, ставших крылатыми и обогатившие русский литературный язык (10–15). Объясните причины этого факта.

Д о п о л н и т е л ь н а я л и т е р а т у р а:

  1. Виноградов В.В. Значение А.С. Пушкина в истории русского литературного языка и в истории стилей художественной литературы. // Русский язык в школе. 1971. № 1.

  2. Виноградов В.В. Стиль Пушкина. – М., 1941.

  3. Мейлах Б. Пушкин и его эпоха. – М., 1958.

  4. Протченко И.Ф. Александр Сергеевич Пушкин и наша современность // Русский язык в школе. 1987. № 3.

  5. Словарь языка Пушкина. – М., 1956–1961. – т. 1–4.

ПЛАН-ЗАДАНИЕ № 9