Завершение формирования норм национального русского
ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА КАК СОВРЕМЕННОГО В ТВОРЧЕСТВЕ
А.С.ПУШКИНА. ЯЗЫК ПРОИЗВЕДЕНИЙ А.С.ПУШКИНА
Взгляды А.С. Пушкина на литературный язык и пути его дальнейшего развития.
Народность языка А.С. Пушкина.
Стилистическая роль славянизмов в языке А.С. Пушкина.
Отношение А.С .Пушкина к заимствованиям
2
Язык художественной прозы А.С. Пушкина
Значение творчества А.С. Пушкина в истории русского литературного языка.
У п р а ж н е н и я:
1. Выпишите из одного тома “Словаря языка Пушкина” по 10–15 примеров на каждую группу: а) народно-разговорная лексика и фразеология; б) церковнославянизмы; в) заимствованные слова; г) поэтическая лексика. Сделайте выводы о составе каждой группы.
2. Найдите в одной из сказок А.С. Пушкина (на выбор) особенности, сближающие ее с русскими народными сказками: народные слова и обороты, разговорные синтаксические конструкции, повторы, слова с эмоционально-оценочными суффиксами, постоянные эпитеты и др. Выпишите свои примеры.
3. Сравните функции старославянизмов и архаизмов в стихотворениях А.С. Пушкина “Песнь о вещем Олеге” и “Послание в Сибирь”. Сделайте выводы.
4. Произведите стилистический анализ словарного состава первых семи строф романа “Евгений Онегин” и определите роль слов с разной стилистической окраской. Покажите, как удачно сочетает А.С. Пушкин слова разных стилистических пластов.
5. В повести “Станционный смотритель” выберите несколько частей, которые отличаются друг от друга по языку, средствам изобразительности и стилю. Укажите характерные особенности языка и стиля каждой части. Выясните, какие пласты русского литературного языка использованы А.С. Пушкиным для построения этой многоплановости повествования. Выпишите примеры.
6. Определите, какие требования предъявлял А.С. Пушкин к языку исторической драмы. Какими языковыми средствами создавал Пушкина в драме “Борис Годунов” живые голоса народа. Какую роль при воссоздании характера и духа изображаемой эпохи играли церковнославянизмы и архаизмы? Признавал ли А.С. Пушкин зависимость языка трагедии (“высокого стиля”) от теории Ломоносова? Выводы иллюстрируйте примерами.
7. Приведите примеры выражений из произведений А.С. Пушкина, ставших крылатыми и обогатившие русский литературный язык (10–15). Объясните причины этого факта.
Д о п о л н и т е л ь н а я л и т е р а т у р а:
Виноградов В.В. Значение А.С. Пушкина в истории русского литературного языка и в истории стилей художественной литературы. // Русский язык в школе. 1971. № 1.
Виноградов В.В. Стиль Пушкина. – М., 1941.
Мейлах Б. Пушкин и его эпоха. – М., 1958.
Протченко И.Ф. Александр Сергеевич Пушкин и наша современность // Русский язык в школе. 1987. № 3.
Словарь языка Пушкина. – М., 1956–1961. – т. 1–4.
ПЛАН-ЗАДАНИЕ № 9
- Планы практических занятий
- Литературный язык древнерусской народности
- Литературный язык русской народности
- Литературный язык начальной эпохи формирования русской нации
- Завершение формирования норм национального русского
- Развитие русского литературного языка
- Задания контрольной работы
- Образец анализа текста
- Вопрос об истоках древнерусского литературного языка.
- Роль старославянского языка в развитии древнерусского литературного языка.
- Народность языка а.С. Пушкина
- Значение творчества а.С. Пушкина в истории русского литературного языка.
- Рекомендована література Базова
- Допоміжна