logo
методика лекция

3) Формирование грамматических навыков.

План

1. Особенности обучения грамматике иностранного языка.

2. Характеристика грамматических навыков в различных видах речевой деятельности.

3. Отбор активного и пассивного грамматического минимума.

4. Этапы работы над грамматическим материалом.

1. Грамматика (от греч. grammatica) в переводе означает искусство читать и писать буквы.

Существуют различные понимания самого термина «грамматика». В лингвистике выделяются два значения:

 грамматика – это строй языка, объединяющий словообразование, морфологию и синтаксис.

 грамматика – это наука о строе языка и его законах.

Основной целью обучения грамматике в средней школе является формирование грамматических навыков как одного из важнейших компонентов речевых умений письма, говорения, аудирования и чтения. Конкретными задачами является формирование экспрессивных и рецептивных грамматических навыков в различных видах речевой деятельности, т.е. овладение грамматикой изучаемого языка важно не только для формирования умений в устной речи и письме, но и для понимания речи при аудировании и чтении.

2. С.Ф. Шатилов подразделяет грамматические навыки на:

1. морфологические – автоматизированное формообразование, формоопределение и формоупотребление.

2. синтаксические грамматические навыки – правильное расположение слов в различных типах предложений.

3. морфолого-синтаксические грамматические навыки.

3. Цели обучения иностранному языку в общеобразовательной школе обусловливают и структуру грамматического минимума, в котором должны содержаться как явления, необходимые для выражения мыслей в устной форме и понимания устной речи на слух, так и явления, без усвоения которых невозможно понимание читаемого. Грамматические явления, необходимые для овладения чтением на иностранном языке, составляют пассивный грамматический минимум, формы и конструкции которого учащиеся должны усвоить для рецептивного владения речью.

В активный грамматический минимум входит гораздо меньшее количество грамматических явлений, так как в него включаются лишь явления, необходимые для выражения своих мыслей. Активный минимум составляет ядро школьного грамматического минимума. Он должен быть усвоен как репродуктивно, так и рецептивно, т. е. использоваться и в устной речи, и в чтении.

К основным принципам отбора активного грамматического минимума относятся:

1. Употребительность грамматичского явления в устной речи;

2. Исключение синонимических грамматических явлений;

3. Образцовость – т.е. способность грамматических конструкций служить эталоном для образования по аналогии (например, образование множественного числа существительных, степеней сравнения прилагательных, временных форм глагола).

К основным принципам отбора пассивного грамматического минимума относятся:

1. Коэффициент стабильности – частотность и распространенность в книжно-письменных источниках;

2. Принцип многозначности грамматического явления.

К источникам отбора относятся образцы диалогической речи для продуктивного грамматического минимума и печатные тексты литературноразговорного и художественного стилей, созданных носителями языка. Активный минимум является ядром всего грамматического материала для средней школы.

Рецептивный грамматический минимум отбирается из печатных источников, отражающих специфику книжно-письменной речи и других стилей в соответствии с целями обучения (официально-деловой или научно-публицистический).

4. Для эффективной организации работы учащихся по усвоению грамматического материала необходимо знать этапы работы над этим материалом:

1. Ориентировочно-подготовительный: Этап объяснения грамматических правил и презентации грамматических явлений - создание ориентировочной основы для последующего формирования навыка – устной или письменной.

2. Стереотипизирующе-ситуативный – формирование речевых грамматических навыков в большом количестве стереотипных тренировочных грамматических упражнений, их автоматизация через тренировку.

3. Варьирующееситуативный – включение речевых грамматических навыков в разные виды речи и развитие речевых умений в различных видах речевой деятельности.

Ориентировочно-подготовительному этапу соответствуют языковые упражнения (имитативные, трансформационные, подстановочные); стереотипизирующе-ситуативному – условно-речевые упражнения (имитативные, трансформационные, подстановочные); варьирующее-ситуативному – речевые упражнения (предтекстовые, текстовые, послетекстовые).