logo
Psycholing_work_progr2003[1]

Развитие языковой способности в онтогенезе (4 час.).

5.1. Развитие мышления и речи в онтогенезе: доинтеллектуальная стадия развития речи и доречевая стадия развития интеллекта; формирование речевого мышления в онтогенезе. 5.2. Творческий характер овладения языком. Стратегии овладения языком. Общие закономерности развития языковой способности в онтогенезе. Взаимосвязь речевого и когнитивного развития. 5.3. Язык ребенка как целостная самостоятельная система со своими единицами и правилами. Понятие временной языковой системы. 5.4. Доречевой этап в развитии языковой способности: протоязык, гуление, лепет. 5.6. Основные закономерности развития фонетического компонента языковой способности в онтогенезе. Понятие фонематического (фонологического) слуха и его формирование в онтогенезе. 5.7. Общие закономерности овладения лексическим значением слова в онтогенезе. Овладение знаковой природой слова, его денотативным и сигнификативным аспектами. 5.8. Этапы овладения грамматикой русскоязычным ребенком с учетом специфики грамматического строя русского языка как синтетического языка флективного типа: дограмматический этап, этап голофраз, этап двусловных высказываний, этап многокомпонентых высказываний. Интерпретация этапов овладения грамматикой с позиций типологической классификации языков (В. Б. Касевич). 5.9. Основные закономерности овладения грамматической системой русского языка: генерализация, выравнивание основ, влияние содержания и структуры грамматической категории и способов выражения грамматических значений. 5.10. Словообразовательные инновации в детской речи. Причины появления слвообразовательных инноваций. 5.11. Развитие текстовой компетенции в онтогенезе. Зависимость способности порождать текст от уровня развития языковой способности, формирования внутренней речи и уровня развития языковой личности.