Основные понятия психолингвистики (3 час.).
2.1. Понятие речевой деятельности. Признаки, свойственные всякой человеческой деятельности (мотивированность, целенаправленность, «вертикальная» структура, «горизонтальная» структура, планирование, контроль). Специфика речевой деятельности: коммуникативная природа РД, знаковая природа РД, РД как процесс передачи информации (специфика познавательной деятельности человека, понятие выводных знаний, роль канала связи в процессе передачи информации. 2.2. Понятие языковой способности. 2.2.1. Общая характеристика языковой способности. Соотношение терминов «языковая способность», «речевая организация» и «внутренняя языковая система). Индивидуальная и социальная природа ЯС. Декларативные и процедурные знания. Структура языковой способности (фонетический, лексический, грамматияческий, дискурсивный, семантический компоненты). 2.2.1. Вопрос о природе языковой способности. Вопрос о качественных / количественных различиях между языком и коммуникативными системами животных. Радикальный нативизм (теория врожденных знаний: исходные положения и аргументация; универсальная грамматика как система Принципов и Параметров; роль инпута, понятие «языкового органа» – Н. Хомский), умеренный нативизм (теория врожденной способности: исходные положения и аргументация; понятие врожденных эвристик– Р. Джекендофф, В. Б. Касевич), конструктивизм (исходные положения и аргументация – Б. Скиннер, Л. С. Выготский, А. М. Шахнарович). Сравнительная характеристика трех теорий. 2.2.3. Факторы, обусловливающие развитие языковой способности в онтогенезе (потребность ребенка в общении, роль практической деятельности, когнитивное развитие, пластичность мозга. 2.3. Понятие внутренней речи. 2.3.1. Понимание внутренней речи Л. С. Выготским. Формирование внутренней речи в онтогенезе (функции внутренней и внешней речи, закон развития всех выших психических функций, интериоризация). 2.3.2. Значение трудов Н. И. Жинкина для понимания внутренней речи. Код как способ реализации языка. Кодовые переходы. Теория универсально-предметного кода.
- Психолингвистика лекции
- Психолингвистика как междисциплинарная наука. Теоретические основы психолингвистики (3 час.).
- Основные понятия психолингвистики (3 час.).
- Речепроизводство (2 час.).
- Речевосприятие (3 час.).
- Развитие языковой способности в онтогенезе (4 час.).
- Мозг и речь (2 час.). (только для логопедов)
- Формы речи (1 час.).
- Практические занятия
- Невербальные средства общения
- Звук и смысл
- Обязательная:
- Диалогическая и монологическая речь
- Внутренняя и внешняя речь.
- Формирование внутренней речи в онтогенезе (не рассматривается на занятиях в группе бакалавров).
- Психолингвистический аспект словообразования
- Эксперимент как основной метод исследования в психолингвистике.
- Психолингвистика Обязательная литература Учебники
- Хрестоматия
- Научные издания
- Литература для обязательного конспектирования