2.2 Роль лексических единиц в создании стилистического эффекта
Стиль произведения - это прежде всего его лексика, так как слово - основа для понимания речи.
Стилистический подход к изучению лексики выдвигает в качестве важнейшей проблему выбора слова для наиболее точного выражения мысли. Правильное употребление слов автором плаката социальной рекламы представляет собой не только достоинство стиля, но и необходимое условие его информативной ценности, действенности его содержания. Неправильный выбор слова искажает смысл высказывания.
Слова следует употреблять в строгом соответствии с их семантикой, т.е. значением. Каждое знаменательное слово имеет лексическое значение, называя явления и предметы действительности, которым в нашем сознании соответствуют определенные понятия. При четком изложении мысли используемые авторами слова полностью соответствуют своему предметно-логическому значению.
Поиск единственно необходимого в рекламном тексте слова требует от автора напряжения творческих сил и большого труда. Неправильный выбор слова делает речь неточной, а порой искажает смысл высказывания. Что касается литературных произведений, подобные лексические ошибки возникают в результате стилистической небрежности автора, невнимательного отношения к слову или плохого знания языка. В рекламных текстах же напротив. Нарочно допущенные речевые и грамматические ошибки привлекают внимание к высказыванию и, таким образом, усиливают его влияние на целевую аудиторию. Употребление слов без учета их семантики может стать причиной алогичности и даже абсурдности высказывания, что также является одним из приемов привлечения внимания к высказыванию.
Предметом лексической стилистики является речевая избыточность, возникающая при повторной передаче одной и той же мысли.
Речевая избыточность может принимать форму плеоназма. Плеоназмом (от гр. pleonasmos - излишество) называется употребление в речи близких по смыслу и потому излишних слов (предчувствовать заранее, ценные сокровища, темный мрак и т.п.). Часто плеоназмы появляются при соединении.
Однако следует отличать такое проявление речевой избыточности от «мнимого плеоназма», к которому автор обращается сознательно как к средству усиления выразительности речи. В этом случае плеоназм становится ярким стилистическим приемом.
Употребление плеонастических сочетаний характерно и для социальной рекламы.
Повторение слов является стилистическим приемом, усиливающим выразительность речи. Лексические повторы помогают выделить важное в тексте понятие. К повторению слов как средству логического выделения понятий активно обращаются авторы текстов социальной рекламы, так как повторение слов обычно свойственно эмоционально окрашенной речи.
Таким образом, в речи словесные повторы могут выполнять разнообразные стилистические функции. Это необходимо учитывать, давая стилистическую оценку использованию слова в тексте.
- Введение
- 1 Общая характеристика плакатных текстов социальной рекламы
- 1.1 Понятие социальной рекламы
- 1.2 Функции социальной рекламы
- 1.2.2 Классификация типов социальной рекламы
- 1.3 Текстовые особенности плакатного текста социальной рекламы
- Глава 2. Стилистические средства в плакатных текстах социальной рекламы
- 2.1 Лексические стилистические средства в плакатных текстах социальной рекламы.
- 2.2 Роль лексических единиц в создании стилистического эффекта
- 2.2.1 Метафора
- 2.2.2 Метонимия
- 2.2.3 Синекдоха
- 2.2.3 Олицетворение
- 2.2.5 Эпитет
- 2.2.6 Гипербола и литота
- 2.3 Использование фразеологизмов
- 2.4 Фонетические особенности
- 2.5 Синтаксис