logo
Стилистические особенности

2.2.2 Метонимия

Метонимией (от гр. metonomadzo– переименовывать) называется перенос названия с одного предмета на другой на основании их смежности. Метонимию часто рассматривают как разновидность метафоры, однако между ними есть существенные различия: для метафорического переноса названия сопоставляемые предметы должны быть обязательно похожи, а при метонимии такого сходства нет; метафору легко переделать в сравнение, метонимия этого не допускает.

Метонимия, как яркий символический троп, остается категорией описательной. Она создаёт и усиливает зрительно ощутимые представления, будучи при этом способом не прямой, а косвенной характеристики явления. В отличие отсравнения метонимия отметает все сопутствующие признаки, очищая, типизируяосновной для данной ситуации признак. Ю.М. Лотман определяет акт метонимиикак выделение существенно-специфического и элиминирование несущественного:

"Эта часть женщины есть женщина" (Лотман 1994: 36). В этом смысле метонимиюдействительно можно рассматривать как художественную "стенографию» (Way 1991:11-10). По мнению У.Эко, метафорическая замена (субституция) основывается наметонимической практике (Eco 1984: 78-79). Метонимические связи переходят вметафорические, что представляет собой особый механизм эвристических функцийязыка, т.е. функций, направленных на поиск решений. Это становится возможнымблагодаря тому, что метонимические замены, опираются на определённую болееили менее устойчивую семантическую модель. Так, метонимические сдвиги вомногих случаях связаны с сокращением словосочетаний (изделия из стекла – стекло), т.е. внешне подобны таким фактам изменения значений, которыеобусловлены контекстными связями слов.

О том, что метонимия – контекстуальное выражение, писали многиеисследователи. Ж.Лакан указывал на то, что метонимия основывается на связислов (word-to-wordconnection), в то время как метафора это замена одногослова на другое (Lacan 1977: 156). Именно поэтому метафора перефразируется всравнение при помощи подсобных слов, а с метонимией этого сделать нельзя. Ещёраньше Р. Якобсон определил, что для метафоры характерны отношения сходства (и, соответственно, парадигматические отношения), а для метонимии характерныотношения смежности (и, соответственно, синтагматические отношения) (Теория1990: 126). Метонимические связи, основанные на смежности, очень разнообразны:

В этих и других метонимиях обычно имеет место процесс обобщения, когда мыимеем дело не с предметными представлениями, а с представлениями о предметныхпредставлениях.Можно сказать, что метонимия основана на фактической смежности, т.е.определённых знаниях. Например, знания о содержимом, когда вместо негоназывается контейнер (); знание о вещах,которые сделаны из материала, называемого вместо них ();знание о сфере деятельности, когда деятель употребляется вместо продуктовдеятельности (); знание того, что столица является символом государства плюс географические познания (); знание о каком-либо событии, если вместо него называется место егодействия (); иногда это знание о полисемии,например, в случае названия причины вместо следствия ().

С точки зрения семантики метафора – комбинация референтов, приводящая ксемантической концептуальной аномалии. Метонимия же действует иначе, несоединяя референты с противоположными семантическими маркерами (MacCormac1985: 36). В терминах когнитивной лингвистики метафора предполагает наложениеразличных когнитивных моделей. Рассмотрим пример: .

Метонимия же реализует наложение внутри одной модели. Одна категория впределах одной модели замещает другую. Следовательно, главная функцияметонимического выражения - активизировать одну когнитивную категорию,соотнося её с другой в рамках одной модели, и таким образом выделить её самуили субмодель, к которой она принадлежит. Рассмотрим примеры

Типичные случаи метонимий связаны с такими отношениями:

а) Одно в другом: слова класс, аудитория как названия помещений и как обозначение учащихся, сидящих в этих помещениях («просторный класс» – «внимательный класс», «светлая аудитория» – «способная аудитория»; сюда же «торговый дом купцов Степеневых», «весь зал аплодировал», «Я три тарелки съел» и т. п.).

б) Одно на другом: стол – «мебель» и стол – «пища», блюдо – «посуда» и блюдо – «кушанье», бумага – «материал, на котором пишут», и бумага – «документ», номер – «цифра» и номер – «нумерованная комната в гостинице» или «одно из выступлений в концерте, помеченное номером на афише».

в) Одно под другим: стол – «мебель» получил свое имя отстол – «нечто постланное», то же самое в примере со словом бюро (см. выше).

г) Одно через другое: французское jalousie – жалюзи – «оконные шторы из деревянных пластинок» от jalousie – «ревность» (того, кто подсматривал в окошко через створчатую штору).

д) Одно после другого или в результате другого, процесс–результат; таковы все отглагольные существительные типа: «прием студентов продолжен», «набор книги занял три месяца» и «в этом году удачный прием в вузе», «набор книги рассыпали», «перевод книги – это сложная работа» и «он читал не перевод, а подлинник». Иногда какой-нибудь из членов таких метонимий не употребляется, например, забор, уезд как название не процессов, а лишь предметов, но «завоз товаров», «переезд на новую квартиру» – названия процессов; переезд, проезд употребляются и как названия соответствующих процессов, и как названия того места, где можно проехать или переехать, поэтому надпись: «Проезд закрыт» – двусмысленна: закрыто ли следование по данному пути или сам путь?

е) К этому типу близки и случаи: занятие, отрасль знания и объект знания или результат занятия, например: фотография – «занятие» и «карточка» (фото); механика, физика, грамматика, фонетика как «названия наук» и как «названия объектов наук» («небесная механика», «физика моря», «внутренняя флексия типична для арабской грамматики», «особенность русской фонетики в наличии твердых и мягких согласных» и т. п.).

ж) Материал–изделие: медь, серебро, золото как названия металлов и как названия монет из них; то же самое бронза, фарфор и изделия из них («бронза XVIII века», «Музей фарфора»); слово пломба происходит от латинского названия материала, из которого делают пломбы, – свинца (plumbum); в художественных музеях словами мрамор, бронза, глина, дерево, гуашь, акварель, пастель и т. п. обозначают типы скульптуры и живописи, т. е. «изделия из данных материалов».

з) Орудие–продукт, сделанный при помощи данного орудия; язык – «орган произношения» и язык – «речь» («русский язык», «международный язык», «национальный язык»); в английском языке реп не только «перо», но «литературный стиль», ср. русское выражение «бойкое перо».

и) Место – изделие: херес, мадера, бордо, абрау-дюрсо, кюрасо – как названия вин и как географические пункты; гаванна («сигара»), панама («шляпа») и соответствующие географические пункты; манчестер, бостон, мадаполам – как название тканей и городов и т. п. (см. выше, § 7).

к) Место–историческое событие, происшедшее в данном месте: Бородино – место, где в 1812г. произошло генеральное сражение русских войск с армией Наполеона и сам этот бой (ср. «Бородино» Лермонтова), Ватерлоо –деревня в Бельгии, где Наполеон потерпел последнее поражение в 1815 г., и само это поражение, употребляется почти в нарицательном смысле: «Это будет его Ватерлоо», часто как место – происшествие, откуда с расширением значения «любое подобное происшествие»: Ходынка – поле под Москвой, где при коронации Николая II погибло много людей из-за давки – ходынка – «давка с жертвами», Панама – республика в Центральной Америке, где при постройке канала были обнаружены злостные финансовые хищения, – панама – «крупная денежная афера на строительстве».

л) Имя – общественное положение или характер: Карл (Великий) – король. Цезарь – цесарь (царь), кесарь; крез – от имени древнего лидийского царя Креза и т. д. (см. выше, в § 7 о собственных именах).

м) Имя – изделие: кольт, маузер, браунинг, наган, винчестер; форд, бьюик, паккард; макинтош, батист –как названия образцов оружия, машин, одежды, материи и имена их производителей; сюда же относятся и такие случаи, как френч, галифе – названия частей костюма, принятого при власти генералов Френча, Галифе, и т. п.[http://www.classes.ru/grammar/134.Reformatsky/worddocuments/131.htm]