Типовые тесты модуля 1 (варианты 1, 2, 3, 4, 5)
1.1. К представителям александрийской школы не относится: а) Дионисий Фракиец; б) Аристотель; в) Аполлоний Дискол.
1.2. Главный грамматический труд Марка Аврелия Варрона называется: а) «О латинском языке»; б) «О греческом языке»; в) «О языке».
1.3. Самое значительное сочинение по латинской грамматике древности «Institutio de arte grammaticae» принадлежит: а) Элию Донату; б) Присциану; в) Марку Аврелию Варрону.
1.4. В античной традиции грамматика рассматривалась как подготовительная ступень к изучению: а) риторики; б) стилистики; в) филологии.
1.5. Споры о происхождении имён («по природе» и «по установлению») в Древней Греции происходили в русле: а) филологии; б) богословия; в) философии.
2.1. Способы обозначения (modi significandi) стали центральным понятием грамматики: а) модистов; б) реалистов; в) номиналистов.
2.2. Антуан Арно и Клод Лансло являются авторами: а) Грамматики Пор-Рояля; б) трактата «О латинском языке»; в) трактата «О французском языке».
2.3. Реалисты и номиналисты по-разному трактуют: а) природу универсалий; б) природу мышления; в) природу языка.
2.4. Первой теорией языка в европейской лингвистической традиции явилась: а) теория модистов; б) теория реалистов; в) теория номиналистов.
2.5. Интерес к национальным языкам обнаруживается: а) уже в Древней Греции; б) в Древнем Риме; в) в средневековой Европе.
3.1. Среди создателей сравнительно-исторического метода не было: а) Расмуса Кристиана Раска; б) Франца Боппа; в) Вильгельма фон Гумбольдта.
3.2. Созданный на начальном периоде сравнительно-исторического языкознания фонетический закон носит имя: а) Александра Христофоровича Востокова; б) братьев Гримм; в) Якоба Грима.
3.3. В середине 19-го века сравнительно-исторический метод совершенствовался в трудах: а) младограмматиков; б) Августина Блаженного; в) Вильгельма фон Гумбольдта.
3.4. Создателем философии языка в 19-м веке явился: а) Август Шлейхер; б) Вильгельм фон Гумбольдт; в) Филипп Фёдорович Фортунатов.
3.5. В 19-м веке утвердился: а) генетический (исторический) подход к языку; б) логический подход к языку; в) психологический подход к языку.
4.1. В трудах И.А. Бодуэна де Куртенэ, Н.В. Крушевского, Ф.Ф. Фортунатова, Ф. де Соссюра заложены теоретические основы: а) компаративистики; б) структурализма; в) генеративной лингвистики.
4.2. В основе концепции Ф. де Соссюра лежит принцип: а) редукционизма; б) психологизма; в) натурализма.
4.3. Выделяемая Ф. де Соссюром в составе социальной психологии наука о знаках называется: а) семиотикой; б) семантикой; в) семиологией.
4.4. По Ф. де Соссюру, лингвистика, имеющая дело с замкнутой в себе и принадлежащей всему данному социальному коллективу системой противополагающихся друг другу знаков, называется: а) лингвистикой речи; б) лингвистикой языка; в) лингвистикой текста.
4.5. Лингвистика, изучающая язык в его состоянии на данный момент, у Ф. де Соссюра названа: а) диахронической; б) синхронической; в) моментальной.
5.1. Согласно выдвинутым в языкознании 20-го века принципам понятие прогресса к эволюции языка: а) неприложимо; б) приложимо; в) приложимо в отдельных случаях.
5.2. Согласно выдвинутым в языкознании 20-го века принципам язык должен оцениваться по: а) характеру его форм; б) способности выполнять свои основные функции; в) количеству носителей языка.
5.3. Согласно выдвинутым в языкознании 20-го века принципам лингвистика должна иметь дело прежде всего: а) со звучащей речью; б) письменно фиксированными текстами; в) лучшими образцами писателей прошлых эпох.
5.4. Согласно выдвинутым в языкознании 20-го века принципам лингвистика должна заниматься научным описанием: а) литературного языка; б) языка художественной литературы; в) всех форм речи.
5.5. Согласно выдвинутым в языкознании 20-го века принципам лингвистика должна прежде всего обращаться к языкам: а) престижным; б) государственным; в) любым.
6.1. В целом структурализму свойственно требование: а) использования строгих научных методов; б) использование любых методов; в) использование своего метода.
6.2. В структурализме всякий элемент языка характеризуется через: а) самоё себя; б) взаимосвязи с другими элементами той же языковой системы; в) перечисление его физических и иных свойств.
6.3. Структурализму в целом свойственно преимущественное внимание к: а) плану содержания языковых единиц; б) плану выражения; в) плану выражения и плану содержания в равной степени.
6.4. Структурализм представляет язык как систему, различающую: а) уровень знаковых единиц; б) уровень незнаковых единиц; в) уровни знаковых и незнаковых единиц.
6.5. В структурализме языковые единицы связаны отношениями: а) парадигматическими; б) синтагматическими; в) парадигматическими и синтагматическими.
7.1. Ориентация в современных лингвистических исследованиях на античные корни, грамматические теории прежних веков свойственна: а) структурному языкознанию; б) генетическому языкознанию; в) традиционному языкознанию.
7.2. На базе сравнительно-исторического подхода в современном языкознании выделяется: а) традиционное направление; б) генетическое направление; в) структурное направление.
7.3. К структурному направлению в лингвистике не относится: а) Копенгагенская школа; б) Пражская школа; в) В. фон Гумбольдт.
7.4. Представителем генеративного направления в лингвистике является: а) Л.В. Щерба; б) Эдвард Сепир; в) Наум Хомский.
7.5. Ориентация на учёт человеческого (деятельностного) фактора в лингвистических исследованиях характерна для: а) структурализма; б) генеративизма; в) функционализма.
8.1. Отдельные языки или группы родственных языков являются предметом:
а) общего языкознания; б) синхронического языкознания; в) частного языкознания.
8.2. В языкознание входят дисциплины, описывающие функционирование языка в обществе: а) этнография; б) социология; в) социолингвистика.
8.3. Прикладной лингвистической дисциплиной является: а) лексикология; б) лексикография; в) лексическое значение.
8.4. Дисциплиной, изучающей комплексные проблемы языка на стыке наук, является: а) психолингвистика; б) психология; в) психотерапия.
8.5. К новейшим лингвистическим направлениям относится: а) этнолингвистика; б) морфология; в) фонология.
9.1. Фонемный уровень языка не изучает: а) фонетика; б) фонология; в) семасиология.
9.2. Лексический уровень языка не представлен: а) ономасиологией; б) лексикологией; в) морфонологией.
9.3. Морфологический уровень языка не представлен: а) морфологией; б) словообразованием; в) синтаксисом.
9.4. Синтаксический уровень языка не изучается: а) синтаксисом; б) морфологией; в) синтаксической семантикой.
9.5. Языковым уровнем не является: а) фонема; б) знак; в) слово.
10.1. Язык является: а) орудием общения; б) условием общения; в) результатом общения.
10.2. Язык является: а) средством обмена мыслями; б) эквивалентом мысли; в) препятствием для мысли.
10.3. Язык является: а) достоянием коллектива; б) достоянием только индивида; в) достоянием семьи.
10.4. Язык является: а) средством упорядочивания разнообразной информации; б) средством хранения информации о духовной и материальной жизни человека; в) средством создания информации.
10.5. Язык: а) образует единство с мышлением; б) противоположен мышлению; в) иногда обращается к мышлению.
11.1. Функция языка – служить для простого сообщения о факте – называется: а) констатирующей; б) экспрессивной; в) фатической.
11.2. Способность языка служить средством призыва, побуждения к действию позволяет выделить: а) экспрессивную; б) фатическую; в) апеллятивную функцию.
11.3. Функция истолкования языковых фактов называется: а) контактоустанавливающей; б) экспрессивной; в) метаязыковой.
11.4. Функция языка указывать на принадлежность к определённой группе называется: а) идентифицирующей; б) экспрессивной; в) фатической.
11.5. Разновидностью коммуникативной функции языка не является: а) вопросительная; б) мыслеформирующая; в) эстетическая.
12.1.Абстрактность, формальность является характеристикой: а) речи; б) языка; в) речи и языка.
12.2. Статичность является характеристикой: а) речи; б) языка; в) речи и языка.
12.3. Независимость от ситуации и обстановки общения свойственна: а) языку; б) речи; в) языку и речи.
12.4. Средство общения «в покое» - это: а) язык; б) речь; в) язык и речь.
12.5. Достоянием общества, в котором отражается «картина мира» говорящего на нём народа, является: а) речь; б) язык; в) речь и язык.
13.1. С помощью наглядно-чувственных образов осуществляется: а) вербальное мышление; б) невербальное мышление; в) то и другое.
13.2. Пространственная координация связана в большей мере: а) с вербальным мышлением; б) невербальным мышлением; в) интуицией.
13.3. Закреплёнными в словах понятиями, суждениями, умозаключениями оперирует: а) невербальное мышление; б) вербальное мышление; в) вербальное и невербальное мышление.
13.4. В связи с функциональной асимметрией мозга «речевым» полушарием является: а) левое полушарие; б) правое полушарие; в) зона Брока и Вернике.
13.5. Обусловленные травмами мозга речевые нарушения называются: а) афоризмами; б) афазиями; в) невралгиями.
14.1. Местные разновидности единого языка именуются: а) диалектами; б) социолектами; в) идиолектами.
14.2. Диалекты и групповые различия в языке изучаются: а) географией; б) диалектологией; в) структурной лингвистикой.
14.3. Границы отдельных диалектных явлений при фиксации на карте называются: а) вариантами; б) идиолектами; в) изоглоссами.
14.4. Картографирование представленных в диалекте явлений – задача: а) диалектологии; б) диалектографии; в) социолингвистики.
14.5. Наличие в устной и письменной речи индивидуальных особенностей обозначается термином: а) изоглосса; б) идиолект; в) социолект.
15.1. Использование значительного количества специальной терминологии в большей мере свойственно: а) официально-деловому стилю; б) научному стилю; в) разговорному стилю.
15.2. Среди перечисленных языковым стилем не является: а) высокий; б) поэтический; в) рококо.
15.3. Сознательным, нарочитым отказом от принятых норм характеризуется: а) поэтический стиль; б) разговорный стиль; в) сленг.
15.4. Из названных стилей использование сложных синтаксических конструкций менее других свойственно: а) газетно-публицистическому стилю; б) официально-деловому стилю; в) разговорному стилю.
15.5. Поэтический и высокий стили: а) противостоят друг другу; б) дополняют друг друга; в) частично смыкаются.
16.1. Тенденция к общенародности, наддиалектности (обособленность от узкорегиональных признаков диалектов, лежащих в его основе) характеризует: а) национальный язык; б) литературный язык; в) русский язык.
16.2. Письменная фиксация является характеристикой: а) литературного языка; б) языка художественной литературы; в) функционального стиля.
16.3. Обязательность норм и их кодификация свойственны: а) русскому языку; б) литературному языку; в) любой форме существования языка.
16.4. Язык художественной литературы включает в себя: а) то же, что литературный язык; б) любые языковые средства; в) всё, кроме территориальных и социальных вариантов национального языка.
16.5. Социальная ограниченность, спонтанность возникновения, не-тайность, принадлежность к определённой среде – признаки: а) просторечия, б) жаргона; в) языка художественной литературы.
17.1. С точки зрения Ф. де Соссюра, в знаке различаются: а) означающее и означаемое; б) означающее, означаемое и «тело знака»; в) только знаконоситель.
17.2. Знак не обладает свойством: а) перцептивности; б) информативности; в) идеальности.
17.3. Связь между означаемым и означающим, по Соссюру: а) случайна; б) конвенциональна; в) неконвенциональна.
17.4. Стороны знака, по С.О. Карцевскому: а) симметричны; б) несимметричны; в) гармоничны.
17.5. Свойством знака не является: а) системность; б) систематичность; в) различимость.
18.1. Языковыми знаками можно считать: а) только двусторонние единицы; б) только односторонние единицы; в) все языковые единицы.
18.2. В приведённых вариантах не является языковым знаком: а) предложение; б) слово; в) фонема.
18.3. Языковой единицей не является: а) фонема; б) слог; в) лексема.
18.4. Луи Ельмслев назвал «фигурами плана выражения»: а) лексемы; б) морфемы; в) фонемы.
18.5. Языковые единицы не могут быть: а) односторонними; б) двусторонними; в) многосторонними.
19.1. Отличительным для языковой системы в сравнении с искусственными системами признаком является: а) универсальность языка; б) материальность экспонентов; в) наличие условной или мотивированной связи между планом выражения и планом содержания.
19.2. Количество содержаний, передаваемых средствами языка, в принципе: а) конечно; б) бесконечно; в) строго ограничено.
19.3. Языковой знак при необходимости: а) может получать сколько угодно новых значений; б) не может получать новые значения; в) может получать ограниченное количество значений.
19.4. Искусственные знаковые системы отличаются от языка: а) сложностью; б) упрощённостью; в) ничем не отличаются.
19.5. Информационная избыточность характеризует: а) язык; б) искусственные знаковые системы; в) то и другое.
20.1. Составляющим элементом акта коммуникации не является: а) адресат; б) референт; в) адресант.
20.2. Коммуникативное намерение говорящего – это: а) интенция; б) интонация; в) значение.
20.3. Наступающее последствие речевого акта называется: а) локуцией; б) иллокуцией; в) перлокуцией.
20.4. Акты обещания в теории речевых актов именуются: а) интеррогативами; б) эротетивами; в) комиссивами.
20.5. Компоненты, не нашедшие прямого выражения в речевом акте, восстанавливаются слушателем на основе: а) пропозиций; б) пресуппозиций; в) предлогов.
Модуль 2 (шесть учебных недель)
Содержание модуля
Фонетика и фонология: Тоны и шумы. Высота, сила, длительность звука. Спектр звука. Форманты. Артикуляция. Произносительные органы. Артикуляционная классификация гдасных. Артикуляционная классификация согласных. Комбинаторные изменения звуков: аккомодация, ассимиляция, диссимиляция. Собственно-позиционные изменения звуков: редукция. Конститутивная и дистинктивная функция фонемы. Фонематическая и аллофонемная транскрипция. Фонема и её варианты: обязательные и факультативные. Дополнительная дистрибуция и свободное варьирование. Дифференциальные признаки фонемы. Оппозиции пропорциональные и изолированные. Альтернации, альтернанты. Нейтрализация фонемных противопоставлений. Архифонема Н.С. Трубецкого. Гиперфонема МФШ. Статус фонемы в ПФШ. Чередования фонем: живые и исторические. Слог: теория мускульного напряжения. Сонорная теория слога. Силлабема, инициаль, финаль. Слоги открытые и закрытые, долгие и краткие. Фонологическая трактовка полифтонгов. Звуковые изменения в слоговой структуре: эпентеза, протеза, стяжение, элизия. Функции и типы словесного ударения. Слоговой акцент. Фразовая интонация.
Лексикология: Позиционная самостоятельность слова. Синтаксическая самостоятельность слова. Лексема, лекс. Грамматическое и лексическое значение. Денотат, референт, концептуальное значение слова, коннотации. Общая предметная отнесённость. Частная предметная отнесённость. Соотношение слова и понятия. Семантическое поле. Сема. Лексические микросистемы: антонимы и синонимы. Гипотеза лингвистической отнесённости. Полисемия слова. Метафора и метонимия. Омонимия слов. Мотивировка слова. Утрата и примысливание мотивировки. Фраземы и идиомы. Фразеологические единства и сращения. Лексикография. Виды словарей.
Распределение баллов:
Текущая работа (практические занятия, посещаемость) – 10 баллов,
Рубежный контроль (тестирование) – 10 баллов.
Всего за модуль – 20 баллов.
- Пояснительная записка
- Учебная программа
- Вводный теоретический курс
- Фонетика и фонология
- Лексикология
- Грамматика
- Историческое развитие языков
- Сравнительно-историческое и типологическое языкознание
- История и теория письма
- Рабочая учебная программа
- Планы и методические указания по подготовке к практическим занятиям
- Обязательная литература
- Дополнительная литература
- Справочные издания
- Лингвистические задачники
- Организация самостоятельной работы
- I. Из истории языкознания
- II. Сущность языка; понятие языкового знака
- Фонетика и фонология
- Лексикология
- Грамматика
- VI. Синтаксис
- Историческое развитие языков
- Сравнительно-историческое и типологическое языкознание
- Рейтинг-контроль
- Типовые тесты модуля 1 (варианты 1, 2, 3, 4, 5)
- Типовые тесты модуля 2 (варианты 1, 2, 3, 4, 5)
- Типовые тесты модуля 3 (варианты 1, 2, 3, 4, 5)
- Требования, предъявляемые на экзамене
- Вопросы к экзамену