logo
Vvedenie_v_yazykoznanie

Типовые тесты модуля 3 (варианты 1, 2, 3, 4, 5)

1.1. Составной частью грамматики не является: а) синтаксис; б) морфология; в) акцентология.

1.2. Грамматика, описывающая грамматический строй языка от формы к значению, называется: а) формальной; б) функциональной; в) генеративной.

1.3. Основной единицей грамматического строя языка не является: а) морфема; б) предложение; в) фонема.

1.4. Грамматика, изучающая состояние грамматического строя языка в определённый период, именуется: а) диахронической; б) исторической; в) синхронической.

1.5. Грамматика, «идущая» от значения к выражающим его формам, называется: а) формальной; б) функциональной; в) частной.

2.1. Грамматическое значение слова выражается в пределах одного слова: а) синтетически; б) аналитически; в) гибридно.

2.2. Способ выражения грамматического значения монофункциональным стандартным аффиксом называется: а) флексией; б) гаплологией; в) агглютинацией.

2.3. Среди видов аффиксов не встречается: а) трансфикс; б) конфикс; в) астерикс.

2.4. Разновидностью внутренней флексии по Я. Гриму не является: а) аблаут; б) умлаут; в) анлаут.

2.5. Выражение грамматического значения путём полного или частичного повтора основы называется: а) супплетивизмом; б) редупликацией; в) префиксацией.

3.1. Морфема не может передавать: а) лексическое значение; б) грамматическое значение; в) фонетическое значение.

3.2. Не выраженные материально морфемы, имеющие грамматическое значение, называются: а) корневыми; б) нулевыми; в) служебными.

3.3. Совокупность окружений морфемы другими морфемами называется: а) конфигурацией; б) конфиксацией; в) дистрибуцией.

3.4. Аффиксы в зависимости от их функции не бывают: а) формальными; б) словоформообразующими; в) нерегулярными.

3.5. Среди постфиксов нельзя выделить: а) флексии; б) суффиксы; в) циркумфиксы.

4.1. Формы одного и того же слова связывает: а) словообразование; б) формообразование; в) мотивировка.

4.2. Семантическое отношение производного слова к производящему, имеющее формальное выражение внутри слова, является: а) формообразованием; б) словообразовательным значением; в) значимостью.

4.3. Словообразовательным значением обладают: а) все слова; б) производные слова; в) только морфемы.

4.4. Формальный показатель словообразовательного значения – это: а) аффикс; б) словообразовательный формант; в) флексия.

4.5. Словообразовательное значение: а) совпадает с лексическим значением; б) совпадает с грамматическим значением; в) занимает промежуточное положение.

5.1. По количеству объединяемых членов грамматические категории не бывают: а) одночленными; б) двучленными; в) многочленными.

5.2. По характеру грамматических форм грамматические категории не бывают: а) словоизменительными (формообразующими); б) несловоизменительными (классифицирующими); в) лексико-грамматическими.

5.3. По отношению к внеязыковой действительности (по функции) грамматические категории не бывают: а) содержательными; б) реляционными; в) фиктивными.

5.4. Система противопоставлений граммем как двусторонних сущностей, обладающих стандартным набором означающих, соответствует: а) морфологической категории; б) синтаксической категории; в) логической категории.

5.5. Лексико-грамматические категории – это: а) объединения слов, обладающих общим семантическим признаком; б) совокупность взаимодействующих разноуровневых языковых средств; в) соединение лексических и грамматических значений.

6.1. При распределении слов по лексико-грамматическим классам (частям речи) общее категориальное значение соответствует: а) морфологическому критерию; б) синтаксическому критерию; в) семантическому критерию.

6.2. При распределении слов по лексико-грамматическим классам (частям речи) способность выступать в роли определённого члена предложения соответствует: а)

морфологическому критерию; б) синтаксическому критерию; в) семантическому критерию.

6.3. При распределении слов по лексико-грамматическим классам (частям речи)

особенности формообразования и состав грамматических категорий соответствуют: а) морфологическому критерию; б) синтаксическому критерию; в) семантическому критерию.

6.4. При распределении слов по лексико-грамматическим классам (частям речи)

Особенности словообразования соответствуют: а) морфологическому критерию; б) синтаксическому критерию; в) деривационному критерию.

6.5. При распределении слов по лексико-грамматическим классам (частям речи) особенности фонемной и просодической структуры слов соответствуют: а) деривационному критерию; б) фонологическому критерию; в) не учитываются.

7.1. Объектом синтаксиса не является: а) текст; б) предложение; в) слово.

7.2. Функцией предложения не является: а) формирование и выражение мысли; б) описание некоего положения дел; в) идентификация морфем.

7.3. Свойством предложения не является: а) коммуникативная предназначенность; б) коммуникативная цель; в) интонационная оформленность.

7.4. В качестве способа «упаковки» передаваемой посредством предложения информации не выступает: а) пропозициональная структура; б) предикационная структура; в) ситуативная отнесённость.

7.5. Предложение выступает как: а) языковая единица; б) речевая единица; в) языковая и речевая единица.

8.1. Отнесённость высказываемого содержания к реальной действительности, грамматически выражающаяся в категориях модальности, времени и лица, называется: а) модальностью; б) предикативностью; в) предикатом.

8.2. Простое предложение: а) характеризуется одной предикацией; б) может не характеризоваться предикацией; в) может обладать более чем одной предикацией.

8.3. В предикационную структуру предложения входит: а) предикат; б) субъект; в) субъект и предикат.

8.4. Формальным признаком грамматического субъекта не является: а) начальная позиция в линейной структуре предложения; б) падежная флексия (при наличии склонения); в) семантический признак.

8.5. Грамматическим предикатом может являться: а) только глагол; б) любое предикатное слово; в) только не существительное.

9.1. Проверка способности компонента предложения занять первое место в предложении (без мены интонационного контура, с сохранением нейтрального характера высказывания) является: а) тестом на топикализацию; б) тестом на идентификацию ремы; в) выявлением фокуса контраста.

9.2. Основным средством актуального членения предложения в устной речи не является: а) порядок слов; б) интонация; в) темп речи.

9.3. Свойством необходимости при актуальном членении предложения обладает: а) тема; б) рема; в) тема и рема.

9.4. Явление выделения нового (ремы) с помощью интонационных средств, обособления в начальной позиции, расщеплённых конструкций и частиц называется: а) фокусом контраста; б) эмпатией; в) топикализацией.

9.5. В предложении рема не занимает: а) первое место; б) последнее место; в) любое, кроме первого.

10.1. Центром глагольного предложения является: а) глагол-сказуемое; б) подлежащее; в) однофокусного центра нет.

10.2. Подлежащее (первый актант) глагольного предложения: а) управляет предикатом; б) управляет прочими актантами; в) подчиняется предикату.

10.3. Атрибуты (определения) глагольного предложения: а) подчинены предикату; б) не подчиняются предикату; в) относятся к актантам.

10.4. В модели глагольного предложения Люсьена Теньера: а) подлежащее и сказуемое равноправны; б) подлежащее управляет сказуемым; в) предикат управляет первым актантом (подлежащим).

10.5. Сирконстанты – это: а) дополнения; б) определения; в) обстоятельства.

11.1. Одушевлённый производитель действия в перечне семантических ролей соответствует: а) бенефактиву; б) экспериенсеру; в) агенсу.

11.2. Одушевлённое существо, являющееся субъектом восприятия, носителем эмоций, в перечне семантических ролей называется: а) агенсом; б) перцептивом; в) экспериенсером.

11.3. Одушевлённое существо, на пользу или во вред которому производится действие, в перечне семантических ролей называется: а) элементивом; б) экспериенсером; в) бенефактивом.

11.4. Предмет восприятия в перечне семантических ролей называется: а) фактитив; б) перцептив; в) директив.

11.5. Место, через которое пролегает путь, в перечне семантических ролей называется: а) локатив; б) аблатив; в) транзитив.

12.1. Синтаксическая связь, при которой один из элементов является главенствующим, называется: а) сочинением; б) подчинением; в) координацией.

12.2. Синтаксическая связь, для которой характерно относительное равноправие сторон, называется: а) сочинением; б) подчинением; в) координацией.

12.3. К важнейшим типам синтаксической связи не относится: а) подчинение; б) координация; в) валентность.

12.4. Порядок слов в предложении не может быть: а) свободным; б) фиксированным; в) синхронным.

12.5. Типом синтаксической связи слов в словосочетании не является: а) примыкание; б) сочинение; в) управление.

13.1. Процесс распада единого языка на два или более называется: а) конвергенцией; б) дивергенцией; в) замиранием.

13.2. Процесс перехода пиджина в статус родного для определённых носителей языка называется: а) пиджинизацией; б) опрощением; в) креолизацией.

13.3. Если при заимствовании слова перенимается только значение и структура, но не материальный экспонент, то такое явление именуется: а) интернационализацией; б) калькированием; в) неологизмом.

13.4. Пуризмом называется: а) речевая ориентация на высокий стиль; б) противодействие проникновению иноязычных слов; в) чрезмерная приверженность к иноязычным словам.

13.5. Источником интернациональной лексики прежде всего является: а) английский язык; б) греческий и латинский язык; в) эсперанто.

14.1. Слияние в одну морфему двух или нескольких морфем, входящих в состав слова, называется: а) переразложением; б) опрощением; в) морфемным швом.

14.2. Перераспределение звукового материала между экспонентами соседних морфем называется: а) переразложением; б) опрощением; в) морфемным швом.

14.3. Звуковые изменения, наблюдаемые в истории языков, не бывают: а) спорадическими; б) регулярными; в) тотальными.

14.4. Следы языка в вытеснившем его языке называются: а) адстратом; б) субстратом; в) суперстратом.

14.5. К видам исторической связи языков не относится: а) контакт языков; б) исконное родство языков; в) языковая эволюция.

15.1. К индоевропейским языкам не относится: а) турецкий; б) датский; в) санскрит.

15.2. К индоевропейским языкам не относится: а) латинский; б) китайский; в) болгарский.

15.3. К индоевропейским языкам не относится: а) суахили; б) греческий; в) африкаанс.

15.4. К индоевропейским языкам не относится: а) молдавский; б) македонский; в) татарский.

15.5. К индоевропейским языкам не относится: а) карельский; б) пушту; в) литовский.

16.1. К славянской группе индоевропейских языков не относится: а) украинский; б) сербский (сербскохорватский); в) латышский.

16.2. К славянской группе индоевропейских языков не относится: а) польский; б) румынский; в) македонский.

16.3. К славянской группе индоевропейских языков не относится: а) верхнелужицкий; б) армянский; в) словенский.

16.4. К славянской группе индоевропейских языков не относится: а) нижнелужицкий; б) русский; в) карельский.

16.5. К славянской группе индоевропейских языков не относится: а) чешский; б) словацкий; цыганский.

17.1. К замершим языкам не относится: а) древнегреческий; б) древнепрусский; иврит.

17.2. К тюркским языкам не относится: а) якутский; б) узбекский; в) таджикский.

17.3. К афразийским языкам не относится: а) арабский; б) хауса; в) африкаанс.

17.4. Финно-угорским языком является: а) грузинский; б) литовский; в) венгерский.

17.5. К монгольским языкам не относится: а) монгольский; б) татарский; в) бурятский.

18.1. Неизменяемость слова, значимый порядок слов, слабо развитое словообразование свойственны: а) изолирующим (аморфным) языкам; б) агглютинирующим языкам; в) инкорпорирующим языкам.

18.2. Чёткое противопоставление частей речи, широкое использование словоизменения, многозначность морфем характеризуют: а) аморфный тип языков; б) флективный тип; в) инкорпорирующий тип языков.

18.3. С точки зрения синтаксической типологии язык, в котором выбор падежа подлежащего зависит от переходности глагола, относится к: а) номинативному строю; б) активному строю; в) эргативному строю.

18.4. Количественные принципы подхода к характеристике морфологического типа языка введены: а) Августом Шлейхером; б) Эдвардом Сепиром; в) Джозефом Гринбергом.

18.5. С точки зрения фонологической типологии нельзя выделить языки: а) фонемного строя; б) слогового строя; в) музыкального строя.

19.1. Основной единицей системы письма является: а) графема; б) графика; в) орфография.

19.2. Знаки, не ориентированные на фиксацию звуковой стороны речевых единиц, называются: а) логограммами; б) идеограммами; в) фонограммами.

19.3. Шумеро-аккадское письмо было: а) иероглифическим; б) фонографическим; в) клинописным.

19.4. В китайском иероглифическом письме точную или приблизительную информацию о звучании слогоморфемы передаёт: а) семантический ключ; б) фонетик; в) тон.

19.5. Наиболее часто для ряда индийских языков сегодня используется система слогового письма: а) кхароштхи; б) брахми; в) деванагари.

20.1. В европейском культурном ареале наиболее древним является: а) латинское письмо; б) греческое письмо; в) кириллица.

20.2. Кириллица восходит к: а) греческому письму; б) латинскому письму; в) болгарскому письму.

20.3. Латинское письмо: а) создано на основе греческого; б) послужило основой для греческого письма; в) возникло самостоятельно.

20.4. Бустрофедоном называется направление письма: а) справа налево; б) слева направо; в) попеременное.

20.5. Огамическое письмо создали: а) греки; б) римляне; в) кельты (ирландцы).