logo
Vvedenie_v_yazykoznanie

Типовые тесты модуля 2 (варианты 1, 2, 3, 4, 5)

1.1. Звуки языка как физическое явление изучает: а) функциональный аспект; б) акустический аспект; в) биологический аспект.

1.2. Функции звуковых единиц языка изучает: а) фонетика; б) фонология; в) функциональная диагностика.

1.3. Изучение производства звука связано с: а) перцептивной фонетикой; б) акустической фонетикой; в) артикуляторной фонетикой.

1.4. Н.С. Трубецкой предложил считать фонетику: а) естественной наукой; б) гуманитарной наукой; в) совершенно самостоятельной наукой.

1.5. В рамках фонологии как функциональной фонетики не принято выделять: а) фонематику (фонемику); б) просодику (просодемику); в) интонологию.

2.1. Воспринимаемым признаком звука не является: а) длительность; б) тембр; в) выдержка.

2.2. Акустической характеристикой звука не является: а) частота колебаний; б) время звучания; в) артикуляция.

2.3. Фазой артикуляции звука не является: а) экскурсия; б) длительность; в) рекурсия.

2.4. Активным органом произношения не является: а) нёбная занавеска с маленьким язычком; б) альвеолы; в) голосовые связки.

2.5. Пассивным произносительным органом не является: а) твёрдое нёбо; б) зубы; в) губы.

3.1. По степени подъёма языка гласные звуки не бывают: а) гласными нижнего подъёма; б) гласными без подъёма; в) гласными среднего подъёма.

3.2. Гласные заднего ряда выделяются по: а) степени подъёма языка; б) по степени продвинутости языка; в) по положению губ.

3.3. По положению губ гласные не классифицируются на: а) лабиализованные; б) полулабиализованные; в) нелабиализованные.

3.4. Если мягкое нёбо поднято и закрывает проход воздуха в полость носа, образуются: а) ртовые звуки; б) мягкие звуки; в) носовые звуки.

3.5. По типу ударения дифтонги не бывают: а) равновесными; б) нисходящими; в) подходящими.

4.1. Тон преобладает над шумом у: а) сонорных согласных; б) шумных согласных; в) губных согласных.

4.2. По месту образования согласные не бывают: а) звонкими; б) фарингальными; в) губными.

4.3. Кончик языка проходит между верхними и нижними зубами у: а) гингивальных (апикальных) согласных; б) дорсальных согласных; в) межзубных согласных.

4.4. По способу образования не выделяются согласные: а) фрикативные; б) смычные; в) какуминальные.

4.5. В зависимости от способа преодоления смычки согласные не бывают: а) аффрикатами; б) назальными; в) мягкими.

5.1. При членении непрерывного звукового потока (речевой цепи) нельзя выделить: а) фонетическое слово; б) слог; в) фонему.

5.2. Наименьшая единица речевого потока не является: а) звуком речи; б) фонемой; в) слогом.

5.3. Часть речевого такта, объединённая одним ударением, называется: а) текстом; б) фонетическим словом; в) звуком речи.

5.4. Фонетическое слово: а) всегда равно слову в лексическом и грамматическом понимании; б) может быть не равно ему; в) вообще с ним не соотносится.

5.5. Слова, теряющие ударение, именуются: а) проклитиками; б) энклитиками; в) клитиками.

6.1. Комбинаторные изменения звуков в зависимости от направления влияния не носят характер: а) прогрессивных; б) регрессивных; в) контактных.

6.2. Комбинаторные изменения звуков в зависимости от расстояния между взаимодействующими звуками не являются: а) контактными; б) прогрессивными; в) дистактными.

6.3. К типам комбинаторных изменений не относится: а) аккомодация; б) ассимиляция; в) редукция.

6.4. По признаку уподобления звуков ассимиляция не бывает: а) ассимиляцией по месту образования; б) ассимиляцией по способу образования; в) количественной ассимиляцией.

6.5. Сингармонизм – это разновидность: а) ассимиляции; б) диссимиляции; в) аккомодации.

7.1. Разновидностью диссимиляции не является: а) гаплология; б) синкопа; в) метатеза.

7.2. К типам позиционных изменений звуков не относится: а) гармония гласных; б) редукция; в) оглушение звонких согласных в конце слова.

7.3. Редукция не бывает: а) количественной; б) качественной; в) регрессивной.

7.4. Видом полной редукции не является: а) синкопа; б) эпентеза; в) апокопа.

7.5. Среди типов чередования звуков не встречаются: а) позиционные чередования; б) качественные чередования; в) исторические чередования.

8.1. Если слог заканчивается неслогообразующим согласным, он называется: а) открытым; б) закрытым; прикрытым.

8.2. Если слог заканчивается слогообразующим гласным, он называется: а) открытым; б) полуоткрытым; в) неприкрытым.

8.3. В языках слогового строя начально-слоговой согласный называется: а) финалью; б) инициалью; в) централью.

8.4. В языках фонемного строя границы слога и границы морфемы: а) всегда совпадают; б) могут не совпадать; в) всегда не совпадают.

8.5. В зависимости от средства акустического выделения фонетическое ударение не бывает: а) музыкальным; б) динамическим; в) позиционным.

9.1. Среди типов интонации не отмечается: а) восходящее движение тона; б) нисходящее движение тона; в) отсутствие изменений тона.

9.2. В структуру интонемы не входит: а) мелодика речи; б) темп речи; в) содержание речи.

9.3. Интонема не включает в себя: а) интенсивность речи; б) выразительность речи; в) ритм речи.

9.4. Звуковая окраска речи, передающая эмоционально-экспрессивные оттенки, называется: а) ритмом речи; б) мелодикой речи; в) тембром речи.

9.5. Членение на синтагмы и объединение синтагм между собой обеспечивается: а) темпом речи; б) тембром речи; в) паузацией.

10.1. Способность различать звуковые оболочки слов и морфем связана с: а) дистинктивной функцией фонемы; б) делимитативной функцией фонемы; в) перцептивной функцией фонемы.

10.2. Разновидностью дистинктивной функции фонемы не является: а) перцептивная функция; б) делимитативная функция; в) сигнификативная функция.

10.3. Доведение звуков до восприятия связано с: а) сигнификативной функцией фонемы; б) перцептивной функцией фонемы; в) делимитативной функцией фонемы.

10.4. Обозначение границы между единицами (морфемами и словами) – это: а) делимитативная функция фонемы; б) дистинктивная функция фонемы; в) перцептивная функция фонемы.

10.5. Функцией фонемы не является: а) дистинктивная; б) делимитативная; в) коммуникативная.

11.1. Произносительные условия реализации фонемы в речи именуются: а) фонологической позицией; б) слабой позицией; в) сильной позицией.

11.2. Позиция, в которой фонема реализует свою смыслоразличительную функцию, является: а) сильной позицией; б) слабой позицией; в) оппозицией.

11.3. Позиция, в которой смыслоразличительная функция фонемы стирается в результате редукции или нейтрализации, называется: а) сильной позицией; б) слабой позицией; в) нейтрализацией.

11.4. Совпадение двух или нескольких фонем в определённой позиции в одном звуке называется: а) нейтрализацией; б) альтернацией; в) коммутацией.

11.5. Каждой фонеме соответствует: а) свой фон; б) аллофон; в) бесконечное множество фонов.

12.1. Распределение фонем по произносительным условиям называется: а) альтернацией; б) дистрибуцией; в) вариацией.

12.2. Если два разных фона встречаются в тождественном фонетическом отношении и могут служить различению разных слов, мы имеем дело с: а) контрастной дистрибуцией; б) дополнительной дистрибуцией; в) свободным чередованием.

12.3. Если два разных фона не встречаются в тождественном фонетическом окружении и являются аллофонами одной фонемы, то такая дистрибуция называется: а) контрастной; б) дополнительной; в) свободным варьированием.

12.4. Если два разных фона встречаются в тождественном окружении и не различают двух разных слов, перед нами: а) свободное варьирование; б) контрастная дистрибуция; в) дополнительная дистрибуция.

12.5. Типами аллофонов по Л.В. Щербе не являются: а) варианты; б) вариации; в) альтернанты.

13.1. По числу противопоставляемых членов фонологические оппозиции не бывают: а) привативными; б) эквиполентными; в) изолированными.

13.2. По числу дифференциальных признаков фонологические оппозиции не могут быть: а) однопризнаковыми; б) изолированными; в) многопризнаковыми.

13.3. По отношению к системе фонем фонологические оппозиции не бывают: а) пропорциональными; б) изолированными; в) конститутивными.

13.4. Фонологические оппозиции, имеющие групповой характер, называются: а) дистрибуциями; б) корреляциями; в) коммутациями.

13.5. Место каждой фонемы в фонематической системе языка определяется: а) алфавитом; б) набором дифференциальных признаков; в) количеством аллофонов.

14.1. Разделом лексикологии не является: а) ономасиология; б) этимология; в) диалектология.

14.2. Характерным признаком слова как единицы языка не является: а) лексико-грамматическая отнесённость; б) непроницаемость; в) перцептивность.

14.3. Составляющим компонентом семантического треугольника не является: а) предмет; б) понятие; в) лексема.

14.4. С явлениями действительности слово соотносит: а) денотативный компонент; б) сигнификативный компонент; в) прагматический компонент.

14.5. С обозначаемым понятием слово соотносит: а) денотативный компонент; б) сигнификативный компонент; в) коннотативный компонент.

15.1. Причиной утраты внутренней формы слова не может быть: а) утрата в языке мотивирующего слова; б) фонетическое изменение; в) желание говорящего.

15.2. Обобщённое языковое значение, присущее словам и имеющее в языке регулярное выражение, называется: а) грамматическим значением слова; б) словообразовательным значением; в) лексическим значением слова.

15.3. Содержание, в котором раскрывается представление о предмете, ставшее фактом языка, соответствует: а) грамматическому значению слова; б) лексическому значению слова; в) словообразовательному значению слова.

15.4. Лексическое значение слова в отличие от грамматического значения: а) является центральным; б) является периферийным; в) ничем не отличается.

15.5. Большая абстрактность присуща: а) лексическому значению слова; б) грамматическому значению слова; в) словообразовательному значению.

16.1. Звуковое совпадение в отдельных грамматических формах различных по значению языковых единиц называется: а) лексической омонимией; б) грамматической омонимией; в) фонетической омонимией.

16.2. Звуковое совпадение различных по значению языковых единиц, имеющих разное написание, называется: а) графической омонимией; б) фонетической омонимией; в) словообразовательной омонимией.

16.3. В зависимости от характера звуковых совпадений и степени их полноты среди омонимов не выделяют: а) омофоны; б) омографы; в) диграфы.

16.4. В отличие от полисемии омонимия основана на: а) связанности значений слов; б) разрыве такой связи; в) случайном совпадении.

16.5. В зависимости от степени совпадения форм слов не выделяются: а) полные омонимы; б) частичные омонимы; в) постоянные омонимы.

17.1. Совокупность слов одной части речи, объединённых внутриязыковыми связями на основе обусловленных элементов значения, представляет собой: а) тематическую группу; б) лексико-семантическую группу; в) семантическое поле.

17.2. Объединение слов на основе внеязыковых признаков представляет собой:

а) тематическую группу; б) лексико-семантическую группу; в) семантическое поле.

17.3. Ряд парадигматически связанных слов или их отдельных значений составляет:

а) тематическую группу; б) лексико-семантическую группу; в) семантическое поле.

17.4. В структуру семантического поля не входит: а) ядро; б) вершина; в) периферия.

17.5. Объединения слов, связанных общностью отношений к предметной области, называются: а) предметными полями; б) понятийными полями; в) предметно-понятийными полями.

18.1. Слова одной части речи, обладающими тождественными или близкими лексическими значениями, связывают: а) синонимические отношения; б) антиномические отношения; в) отношения аналогии.

18.2. Синонимы не могут быть: а) стилистическими; б) семантическими; в) контекстуальными.

18.3. Связь слов по противоположности значений соответствует: а) отношениям синонимии; б) отношениям антонимии; в) отношением паронимии.

18.4. Созвучные однокоренные слова одной части речи, различающиеся своим значением, представляют собой: а) синонимы; б) антонимы; в) паронимы.

18.5. Слово, являющееся семантически подчинённым другому слову, называется: а) гипонимом; б) гиперонимом; в) паронимом.

19.1. Вышедшие из употребления в связи с исчезновением реалии слова называются: а) историзмами; б) архаизмами; в) эвфемизмами.

19.2. Разделом ономастики не является: а) топонимика; б) гидронимика; в) омонимия.

19.3. Собственные имена людей изучает: а) топонимика; б) антропонимика; в) антропология.

19.4. Названия населённых пунктов – это: а) гидронимы; б) ойконимы; в) астронимы.

19.5. Астронимы – это: а) названия населённых пунктов; б) наименования особенностей рельефа; в) названия отдельных небесных тел.

20.1. Среди функций словарей нельзя выделить: а) информативную; б) нормативную; в) универсальную.

20.2. Распределение слов не по алфавиту, а по классам понятий, свойственно: а) алфавитным словарям; б) идеографическим словарям; в) обратным словарям.

20.3. Сведения о наиболее древних значениях и их мотивировке содержат: а) толковые словари; б) многоязычные словари; в) этимологические словари.

20.4. Наука о словарях и практике их составления – это: а) лексикология; б) лексикография; в) лексическая семантика.

20.5. Видом аспектных словарей не является: а) грамматический словарь; б) терминологический словарь; в) фразеологический словарь.

Модуль 3 (семь учебных недель)

Содержание модуля

Грамматика: Грамматическое значение. Грамматические категории: формообразовательные и классификационные. Объективные, субъективно-объективные и формальные грамматические категории. Семантико-грамматические разряды и формальные разряды. Понятие о морфеме. Вычленение морфем. Экспонентное и содержательное варьирование. Корни и аффиксы. Аффиксы деривационные, реляционные, формально-структурные, формально-классифицирующие. Характеристики экспонента сегментной морфемы. Различия в линейной протяжённости и фонемном составе. Различия в позиционной характеристике. Различия в воздействии на фонемный состав соседних сегментов и в просодических характеристиках. Нулевые морфемы: флексии, суффиксы, префиксы. Морфемы-операции (супрасегментные морфемы): значащее чередование, усечение, сдвиг ударения, различия слогового акцента, повторы. Омосемия морфем. Полисемия морфем. Омонимия морфем. Различия морфем по валентности. Одноформенные слова и многоформенные. Формообразующая основа слова и форматив. Формообразовательная парадигма. Производящая словообразовательная основа и словообразовательный форматив. Регулярные и нерегулярные словообразовательные модели. Продуктивные и непродуктивные словообразовательные модели. Сокращённые и сложносокращённые слова. Аналитические образования: аналитические формы и аналитические слова. Принципы выделения частей речи у Ф.Ф. Фортунатова. Принципы выделения частей речи у Л.В. Щербы. Знаменательные, служебные, модальные слова. Имена и глаголы.

Синтаксис: Предложение и словосочетание. Коммуникативность предложения. Предикативная структура. Синтаксические связи: сочинение, подчинение. Синтаксические функции: согласование. Синтаксические функции: управление. Синтаксические функции: сочетание согласования и управления. Синтаксические функции: обозначение подчинительной связи в главенствующем слове. Аранжировка: соположение. Аранжировка: закрепление определённых мест. Аранжировка: характеристика типов предложения. Интонация и типы предложений. Синтаксические служебные слова. Синтаксическое основосложение. Инкорпорация. Характер предикативной связи. Ситуация и партиципанты ситуации. Актанты и сирконстанты. Валентность глагола. Ориентация глагола. Атрибуты. Актуальное членение предложения. Тема и рема. Средства передачи актуальной информации.

Историческое развитие языков: Дивергенция и конвергенция. Койне; лингва франка. Пиджин; креольские языки. Основные процессы в развитии лексики. Заимствование из других языков. Возникновение новых грамматических категорий (или граммем). Опрощение. Переразложение. Осложнение морфологической структуры. Спорадические звуковые изменения. Регулярные звуковые изменения. Звуковой закон. Обусловленные звуковые изменения. Фронтальные (спонтанные) звуковые изменения. Звуковой переход. Звуковое соответствие. Чередование. Внутренняя реконструкция. Исторический звуковой закон: наложение новых процессов. Исторический звуковой закон: влияние заимствований. Исторический звуковой закон: действие аналогии. Значение открытия звуковых законов для языкознания.

Сравнительно-историческое и типологическое языкознание: Материальное сходство слов и морфем и родство языков. Антуан Мейе (1866-1936) о родстве языков. Языковая семья. Субстрат и суперстрат. Сравнительно-исторический метод. Генеалогическая классификация языков. Индоевропейские языки. Афразийские языки. Уральские языки. Тюркские языки. Ареальная лингвистика. Типологическое языкознание. Фонологическая типология. Морфологическая типология. Синтаксическая типология.

Письмо: Инвентарь письма. Фонография и идеография. Пиктография. Фонетизация логограмм. «Ребусные» написания. Детерминативы. Консонантное письмо. Алфавит. Правила графики. Правила орфографии. Фонетический принцип орфографии. Морфематический принцип орфографии. Грамматический принцип орфографии. Дифференцировочный принцип орфографии. Традиционный принцип орфографии.

Распределение баллов:

Текущая работа (практические занятия, посещаемость) – 10 баллов,

Рубежный контроль (тестирование) – 10 баллов.

Всего за модуль – 20 баллов.