logo
Риторика

1. Фигуры прибавления

представляют собой повторы различных морфем, служебных слов, полнозначных слов, синтаксических позиций, расположенные как произвольно, так и симметрично. Фигуры прибавления передают стабильный эмоциональный настрой, независимо от того, положительно или отрицательно он окрашен, демонстрируют сильные чувства, нередко уверенность говорящего.

Анафора - повтор слов и словосочетаний в началах смежных отрезков речи. Яркие примеры анафоры находим в поэтических произведениях: Полюбил богатый - бедную, / Полюбил ученый - глупую, / Полюбил румяный - бледную, / Полюбил хороший - вредную… (М. Цветаева).

Эффективна анафора и в рекламных текстах: Подарите себе неповторимое изящество французских окон, подарите себе частицу французского шарма (реклама). Здесь передается настойчивость рекламодателя, но она не успевает стать навязчивой и производит впечатление искреннего совета.

Стоит отметить, что анафора довольно часто встречается в речах политических деятелей. Например: …В критических ситуациях народ России проявил свои самые лучшие патриотические, гражданские качества.И когда боролся за территориальную целостность, за единство страны. И когда упорным трудом создавал основы для роста экономического потенциала России (В. Путин. Инаугурационная речь).

Здесь анафора способствует демонстрации чувства гордости прошлым и создает ощущение уверенности в будущем.

Эпифора - повторы слов и словосочетаний в концах смежных отрезков речи. Например: В Германии везде чисто - на улицах чисто, в парках чисто, в офисах чисто... (рассказ путешественника).

Эпифора фиксирует внимание на следствии, отражает некую неизбежность и поэтому реже, чем анафора, бывает окрашена в светлые тона. Вспомним классическую фольклорную эпифору: Налево пойдешь - сам пропадешь, направо пойдешь - с конем пропадешь.

Стык (анадиплозис) - повторы слов на границах смежных отрезков внутри предложения, т. е. в конце одной синтагмы, а затем в начале следующей: Только у нас, у нас и больше нигде… (реклама).

Эта фигура изображает некоторую замедленность течения событий, а также подчеркивает причинно-следственную обусловленность. Например: Повалился он на холодный снег, / На холодный снег, словно сосенка, / Словно сосенка во сыром бору… (М. Лермонтов).

Кольцо - отрезок речи, который одинаково начинается и одинаково заканчивается. Например: Петр Великий сознательно выбрал шоковую терапию для освобождения России от наследия византизма, и его сегодняшние преемники тоже не имеют иного выхода, кроме шоковой терапии (Э. Геллнер).

Хиазм - перестановка двух повторяющихся речевых компонентов. Например: Мы не живем, чтобы есть, но едим, чтобы жить. Хиазм часто усиливается антитезой. В приведенном примере наблюдается изменение синтаксических связей, что усиливает противопоставление частей. Но возможно и практически зеркальное расположение частей хиазма: Плачут, богу молятся, не жалея слез: крокодил не ловится, не растет кокос. Крокодил не ловится, не растет кокос, плачут, богу молятся, не жалея слез (песня из к/ф "Бриллиантовая рука").  

Гомеология - морфемный повтор, состоящий в нагнетании однокоренных или одноструктурных слов:СУПЕРскидка на СУПЕРтелефон! (реклама) 

Синтаксический параллелизм - повтор однотипных синтаксических единиц в однотипных синтаксических позициях. Например: Это мы сами добились высоких темпов развития нашей экономики. Преодолели непростое идеологическое противостояние и сейчас становимся, постепенно становимся, единой нацией. Это мы сами остановили агрессию международного терроризма. Избавили страну от реальной угрозы распада (В. Путин. Инаугурационная речь).

Часто синтаксический параллелизм сопровождается антитезой: ...Сильный губернатор - большие права, слабый губернатор - никаких прав; публичный политик - республика известна в стране, непубличный политик - о ней никто не знает (В. Рыжков).

2. Фигуры убавления основаны, напротив, на пропуске каких-либо речевых единиц. Эти фигуры придают речи энергичность, создают впечатление того, что говорящий готов перейти от слов к делу.

Эллипсис - пропуск подразумеваемых элементов внутри предложения, обычно сказуемого: Кто куда, а я в сбербанк! (реклама).

Зевгма - вид эллипсиса, представляющий собой ряд синтаксически однородных конструкций, в одной из которых есть главный член предложения, а в других он опущен. Например: Совершенно ясно, что политик должен заниматься политикой, предприниматель - бизнесом, чиновник - искусством бюрократии, ученый - наукой.

Апосиопезис - внезапный обрыв высказывания, которое остается незавершенным: Власть же стольких своих обещаний не выполнила...

3. Фигуры размещения и перестановки основаны на нарушении привычного порядка следования элементов. Такие фигуры демонстрируют состояние нестабильности, изменение настроения из-за только что полученной информации.

Инверсия - нарушение обычного (нейтрального) порядка слов. Чаще всего связана с актуальным членением предложения, когда сказуемое оказывается впереди подлежащего, чтобы выделить в предложении новую информацию: …Историю делают люди, а не какие-то объективные законы истории (М. Мертес).

Парцелляция - расчленение исходного высказывания на два интонационно обособленных отрезка. Например: На хлебозавод "Урожай" пришел новый директор. Третий за год. Здесь парцелляция сочетается с инверсией.

Парентеза - расчленение исходного высказывания на две части с помещением между ними вставки: Я полагаю - и неоднократно заявлял об этом в прессе, - что недопоступление средств (исполнение доходов за первое полугодие… составило примерно 90 %) во многом связано с недополучением доходов от приватизации (С. Бурков). В этом примере две парентезы: одна выделена при помощи тире, другая - посредством скобок.  

4. Фонетические фигуры: аллитерация (повтор согласных звуков: миллион мелочей) и ассонанс (повтор гласных звуков: лето - море, солнце…). Часто обе фигуры употребляются одновременно: Ты и "Крипт" - жизнь кипит; "Шик и шарм" - вы сногсшибательны (реклама). 

5. Графические фигуры: палиндром (фигура, имеющая одинаковое прочтение слева направо и справа налево, например, дом мод) и акростих (фигура, у которой первые буквы каждой из стихотворных строк образуют какое-либо слово).

В ряду выразительных средств необходимо рассмотреть явления амплификации. Амплификация - совокупность различных изобразительных средств, связанных с увеличением протяженности текста (синонимов, сравнений, эпитетов, однородных членов и т. п.) в целях экспрессивного усиления мысли. Разновидности амплификации - плеоназм(избыточность выражения, состоящая в нагнетании синонимов в целях интенсификации смысла), антитеза

(высказывание, содержащее противопоставление), коррекция (конструкция, в которой ставится под сомнение только что утвержденное, а затем оно утверждается с большей силой), градация (расположение частей высказывания в порядке нарастания или убывания какого-либо признака).