Время собирать камни
Так у древнего мудреца ещё сказано: «Бывает нечто, о чем говорят «смотри, вот это новое»; но это было уже в веках, бывших прежде нас». Я вспоминаю эти печальные и одновременно глубоко снисходительные к человеку, прощающие его заблуждения слова в связи с идеей, которая родилась не сегодня. В разных формах и проявлениях веками вызревала она на огромных пространствах самого большого земного материка, омываемого с четырёх сторон мировыми океанами. Мы называем её сегодня евразийской идеей. Собственно, она и явилась основой нашей новой государственности.
Другого и не могло случиться в наше время в новом государстве, пространственно и исторически представляющем сердцевину этого континента. Историю, как и человека «лицом к лицу» не разглядишь. Нужно приподняться над временем и не замыкаться при этом в узких этнических границах. Тем не менее всякий народ имеет на земле уходящие к началу времени корни. Это чисто условно говорят, что тот или иной народ сложился как общность в таком-то столетии. Я придерживаюсь теории преимущественно автохтонного быта народов на занимаемой ими территории. Они зачастую меняли способ жизни, верования, смешивали языки, вбирали в себя другие этнические элементы, часть их уходила в другие пределы, но основа оставалась. Об этом, помимо археологических раскопок, свидетельствуют топонимы Москва, Ока, Муром – угро-финские по истокам слова, вошедшие в русский язык. Так же в западном степном Приднепровье мы вдруг обнаруживаем местечко Бершань – наименование его прямо производное от названия древнего могучего приказахского, хазарского рода Берш. Того самого, к которому причислял себя знаменитый египетский султан Бейбарс. Таких примеров неисчислимое множество, и они интересны как обоснование евразийской идеи.
(по М.Симашко)
2. Выполнение упражнений: П. 2, стр. 110. Изучите языковые средства, формирующие научный стиль речи. Средства связи в научном тексте.
Языковые средства, формирующие научный стиль речи. | Примеры |
| Дать оценку Провести измерения |
| Альфа-частица Государство-участник |
| Изыскание, расширение Использование частиц металла |
|
|
| Вероятно, возможно, таким образом. |
|
|
|
|
|
|
и Сложные союзы | В течение, в результате, в отличие После того как, несмотря на то, что |
|
|
Выполнение зад. 4,5 6 стр. 111-114 [1], Вар. 4,6 стр. 27,28 [2]
Задание 4. Прочитайте текст тезисов. Подчеркните языковые средства, характерные для научного стиля.
Управление переходным процессом генератора кратковременного действия
Рассматривается переходный процесс синхронного генератора кратковременного действия, сопровождающийся существенным падением угловой скорости. Генератор включен на активно-индуктивную нагрузку и работает за счет кинетической энергии предварительно раскрученного маховика, механически связанного с ротором. Определен закон изменения напряжения возбуждения, обеспечивающий заданное изменение мощности в течение рабочего процесса, за исключением малого интервала времени после включения генератора на нагрузку.
Показано, что для получения постоянной мощности на нагрузке необходимо временное снижение напряжения в начале рабочего процесса вплоть до его реверсирования и лишь затем постепенное его увеличение.
А.Д. Саблин, Д.Ю. Скубов
Задание 5. Запишите слова, синонимичные данным словосочетаниям.
Образец: привести доказательство - доказать
Выходить из строя - ________. 2. Прийти в соприкосновение - ________. 3. Сделать отступление - ___________. 4. Вносить коррективы - __________.
5. Иметь отличие - ________. 6. Иметь место - __________. 7. Оказывать воздействие - _________. 8. Испытать отклонение - _______. 9. Иметь сходство - _________. 10. Подвергнуться распаду - __________. 11. Дать характеристику - _______. 12. Выпасть в осадок - __________. 13. Дать подтверждение - _________. 14. Совершать колебание - ____________.
Задание 6. Прочитайте текст. Подчеркните языковые средства, характерные для научного стиля. 2. Измените текста так, чтобы он полностью выдержан: а) в разговорном, б) в научном стиле.
- Папа, я хочу на завтрак кукурузных хлопьев. Неужели и сегодня овсянка?
- Да. Мама выдвинула предположение, что ввиду похолодания будет повысить температуру твоего тела путем поедания тобой овсянки. Кроме того, ввиду вышеупомянутых температурных условий твои связанные бабушкой перчатки и пальто с теплой подкладкой и капюшоном, несомненно должны быть надеты.
- Можно посыпать овсянку сахаром?
- Отсутствие сахара в сахарнице, имеющейся в нашем распоряжении, отмечалось некоторое время тому назад папой. Однако в настоящее время очередная доля этого вещества доставляется мамой из кухни, где оно хранится в специальном приспособлении контейнере.
- Папа, я не хочу сегодня в школу. Не каждый день же туда ходить!
- Несколькими исследователями было независимо показано, что недостаток школьного образования может впоследствии отрицательно повлиять на способность индивидуума зарабатывать деньги. Кроме того, другие папы сообщали, что, в частности и в особенности та школа, которой папа платит деньги, является очень хорошей. Другим фактором, который необходимо принимать во внимание, является относительная свобода, которой пользуется мама днем в твое отсутствие, в силу чего имеется возможность уделять внимание лишь бэби и себе самой.
- Но зачем туда ходить каждый день?
- Предыдущее высказывание по данному вопросу игнорируется полностью. Создается впечатление, что в этот момент ты не слушала. Доводы настоящего оратора сводятся к следующему: при отсутствии преимущества в образовании, которые обеспечиваются регулярным посещением нормальной школы, могут наблюдаться пробелы в знаниях, а этот недостаток, в свою очередь, может привести к бедствиям, проистекающим из недостаточности денежных средств.
Физики продолжают шутить /сб. переводов. М. 1968
Вариант 4. Вставьте нужные орфограммы и знаки препинания.
Сам…… главн…… и д…ствит…льно эп…хальн…… (всемирно)историческ…… изм…нение связа(н,нн)ое с п…р…ход…м от тр…д…ц…о(н,нн)…го общ…ства к т…хн…ге(н,нн)ой ц…в…л…зации с…ст…ит в в…зн..кн…вени... нов…й с…стемы це(н,нн)остей. Це(н,нн)…стью сч…та…т(?)ся сама и(н,нн)…вация ор…г…нальн…сть в……бщее. В извес(?)ном смысл… симв…лом т…хн…ге(н,нн)…го общ…ства мож…т сч…тат(?)ся книга р…корд…в Гиннеса к…торая в отлич…… от скаж…м ч…дес света н…глядн… св…дет…льству…т что каждый инд…вид мож…т стать …динстве(н,нн)ым в св…ем род….
В.С. Степин. Глобальные кризисы и проблемы ценности научно-технического прогресса
Вариант 6. Вставьте нужные орфограммы и знаки препинания.
В н…ук… и техн…ке в формулах и тонких …ксп…р…ментах в т…...р…тич…ских п…стр…ен…ях и м…ш…нах есть внутр…(н,нн)яя кр…с…та и п…эзия нужно только ее увид…ть и почу(?)ств…вать х…тя это и требу…т (не)ре(д,т)к… б…льшой р…боты. Но ведь и (не)всякое пр…изв…дение и(с,сс)ку(с,сс)тва в…спр…н…мает(?)ся сразу. Ф…рт…п(ъ,ь)я(н,нн)ая или с…мф…нич…ская музыка то(же) быва…т сложн…й но к…гда пр…никн…ш(?)ся ею она д..ет с…льнейш…… п…р…ж…вания и высок…… н…сл…ждение.
Александров А.Д. «Поэзия науки»
СРСП 3. Работа над специальным текстом – составление плана, тезирование, иллюстрирование. п. Г., стр. 154 [1]
Первым физиком, категорически отрицавшим действие на расстоянии, был Генри Кавендиш. Он занимался наукой исключительно из любви к ней и не публиковал своих результатов, считал это делом ненужным. Задолго до Кулона, и гораздо убедительнее, он обосновал «закон Кулона», задолго до Фарадея признал роль промежуточной среды и нашел величину, характеризующую эту роль, - диэлектрическую постоянную. После его смерти остался миллион фунтов стерлингов и несколько пачек неопубликованных рукописей. Разобрав эти рукописи, Максвелл поразился: многие мысли Кавендиша, высказанные 100 лет назад, не потеряли своей ценности и в дни Максвелла еще одно доказательство необходимости открытий. Кавендиш был сказочно богат и столь же оригинален. Он жил в своем родовом замке отшельником… Он почти всегда молчал и открыл рот лишь только для того, чтобы сообщить нечто из ряда вон выходящее. Может быть, этой четой характера объяснялось его нежелание публиковаться. Может быть, он считал свои исследования недостаточно важными?
Упражнение 1. Прочитайте текст. Определите в нём а) основное положение (тезис), б)доказательства выдвинутого тезиса, аргументы, в) вывод.
Языковой материал собирается и систематизируется в различного рода словарях. Все словари можно разделить на две группы: энциклопедические и лингвистические.
Энциклопедические словари являются научными справочными пособиями, содержащими сведения из различных областей знания. В них даны сведения о явлениях природы и общественной жизни, о выдающихся общественных деятелях, разъясняются различные научные и технические термины и т.д. Словарные статьи обычно иллюстрируются. Следовательно, в энциклопедиях объясняются не слова, а предметы, лица, явления и понятия, обозначаемые теми или иными словами.
В лингвистических (языковых) словарях основное внимание уделено словам; в них объясняются с разных точек зрения сами слова. Лингвистические словари в свою очередь делятся на двуязычные (переводные), например, англо-русский, русско-английский, русско-немецкий и т.п., и одноязычные, вся информация в которых даётся на одном языке. В зависимости от целей и задач одноязычные словари делятся на несколько категорий: толковые словари, словари синонимов, антонимов, омонимов, паронимов, этимологические словари, словообразовательные, фразеологические, грамматические, орфоэпические, орфографические и другие.
Таким образом, словари содержат огромную информацию и являются первыми помощниками и друзьями в учении, в жизни.
СРС 10,11,12. Конспектирование стр. 28-32, 165-169 [2].
2.Выполнение упражнений: Зад. 18 стр. 27 [1].
Прочитайте текст. Назовите, к какому типу ортологических словарей следует обращаться в случаях, о которых говорится в тексте.
Язык не остается неизменным. Постоянно, хотя очень медленно, изменяется его словарный состав, формы склонения или спряжения, ударения в словах. В жизни многих слов бывают переходные периоды, когда они имеют два равноправных варианта ударения. Сейчас такие варианты есть приблизительно у 5000 русских слов. В таком случае словари рекомендуют два варианта, т.е. отражают те колебания ударения, какие существуют в живой речи. Так, например, одинаково правильны твОрог и ТворОг, бАржа и баржА, Иначе и инАче, далЕко и далекО, пЕтля и петлЯ, Угля и углЯ, одноврЕменный и одновремЕнный, ширОко и широкО, глубОко и глубокО, кулинАрия и кулинарИя, ржАветь и ржавЕть, симмЕтрия и симметрИя и т.д.
Однако «Словарь ударений» для работников радио и телевидения» всегда рекомендует только один из двух существующих в языке равноправных вариантов. Это делается для того, чтобы не было разнобоя в речи дикторов (в наших примерах эти варианты стоят на первом месте).
Нельзя путать слова, имеющие два литературных варианта ударения, со словами, у которых в пределах литературного языка лишь одно ударение. Так, следует произносить диспансЕр, красИвее, медикамЕнты, хозЯева, новорождённый, облегчИть, ракУшка, свёкла, ходАтайство, цемЕнт, цЕнтнер, шофёр, щавЕль, экспЕрт.
Другие варианты ударения в этих словах не соответствуют традиционному употреблению.
Вариант 1 стр. 32. Проигравшая команда быстро и незаметно удалилась из зала. Листья пахнут лесом, свежестью, понюхаешь лепесток, и на душе становится легче. Это напечатать маленьким шрифтом или большим? Нельзя делать горе другим людям. Враг оказал глубокое сопротивление. Среди генералов царило воинствующее по отношению к противнику. В течение последних недель на космодроме испытывается попытка управлять кораблем дистанционно.
Вариант 2. В работе коллектива больницы обнаружились серьезные пороки.
Когда наступила земля, его демобилизовали на фронт. Чехов высмеивает людей маленьким умом. Природа приносит нам радость и пользу. Мцыри хотел обрести волю и свободу. Девушка облокотилась локтем на перила кресла. Отойдя к окну, Наташа давала нам оттуда различные намёки. Его простые, идущие от души слова, сыграли своё дело. Политик воплощался в народном воображении в виде образа богатыря – защитника униженных и оскорблённых.
Вариант 4 стр. 117. Поставьте ударения в следующих словах и словосочетаниях. При возникновении затруднений, обращайтесь к словарю.
Арест, афера, ворожея, гордиев узел, дозвониться, документ, досуг, знамение, заиндеветь, избаловать, красивее, намерение, нефтепровод, никчемный, обеспечение, облегчение, памятуя, паралич, партер, пасквиль, пахота, рассредоточение, револьвер, свёкла, сироты (Р.П., ед. ч.), статуя, воздать сторицей, малая толика, убыстрить, нет фронта, много почестей, прожил долго, без году неделя, заняла деньги, прерванный рассказ, нет плода, отпил немного, двадцать степеней защиты, взяла кирку, потерять из виду, туфли тесны, скопировать картину, недостатки изжиты.
Упражнение 1. Найдите и исправьте ошибки, нарушающие лексические нормы.
1. Самое лучшее для таких больных – это укол смертельной инъекции. 2. В общем, вопрос вот в чем шел… 3. Первое боевое крещение дедушка принял на Западном, а затем на Юго-Западном фронте, в составе первого гвардейского кавалерийского, который непосредственно участвовал в обороне Москвы и освобождении важных коммуникаций западнее столицы. 4. Оля отпор поворот дает. 5. Новый дебютный альбом Юлии Савичевой «Высоко…». 6. Зарплата у служащих должна быть небедной. 7. Самая большая глобальная печаль – это то, что ни в одной коллекции не выдержана цветовая гамма. 8. Он изо всех сил старается произвести на Софью внимание. 9. Персональное собеседование с каждым сотрудником один на один. 10. Начальник порта Байкал В.Л.Васильковский солидарен с моими словами.
СРСП 4. Чтение и перевод специального текста по выбору.
Реферат «Профессиональная лексика»
СРС 13,14,15. Составление терминологического глоссария по специальности.
Перевод специального заданного текста, выявление международных терминов.
- Министерство образования и науки республики казахстан
- Б. Абилова, 2014.
- Время собирать камни
- Основные свойства строительных материалов
- II. Коммуникативные качества хорошей речи
- Словообразовательные нормы
- Морфологические нормы
- Синтаксические нормы
- Точность
- Ясность
- Логичность
- Уместность
- Стилистические нормы
- Чистота
- Богатство речи
- Выразительность
- Уважаемый избиратель!
- Рекомендуемая литература Основная литература
- Дополнительная литература