Уважаемый избиратель!
16декабря 2001 года – выборы в нашу Думу – Думу Ханты-Мансийского автономного округа
прИди на ВЫБОРЫ! И…
Защити детей и себя образованием!
Зная, что наше образование
– уверенное будущее наших детей;
– будущее качество жизни нашего округа;
– будущее нашей России – нашей Родины.
Помня, что наше образование – ключ к решению проблем сегодняшнего и завтрашнего дня региона,
– магистральный путь возрождения России;
– нетленное богатство,
– надёжная защита каждого.
Выбери Назина Г. И. в Думу ХМАО!
Н А З И Н Г.И. — ректор СурГУ — организатор образования,
– обладает большим жизненным опытом,
– знает проблемы округа и пути их решения,
– работает творчески, результативно!
Назин Г.И. – нужен в Думе – он защитит наше образование – наших детей!!!
проГолосуйза Назина Г.И.!
Упражнение 5. Определите, какие фигуры речи используют авторы в следующих высказываниях (антитезу, градацию, повтор, бессоюзие, риторический вопрос, парцелляцию и т.д.).
1.Умом Россию не понять, аршином общим не измерить: у ней особенная стать — в Россию можно только верить (Ф. Тютчев). 2. Я только с благоговением смотрю на вас, когда, склонившись тихо, вы чёрные власы на мрамор бледный рассыпаете (А. Пушкин). 3. Бой барабанный, клики, скрежет, гром пушек, топот, ржанье, стон, и смерть, и ад со всех сторон (А. Пушкин). 4. Мне грустно от того, что весело тебе (М.Лермонтов). 5. Повалился он на холодный снег, на холодный снег, будто сосенка, будто сосенка во сыром бору, под смолистый под корень подрубленная (М. Лермонтов). 6. В каждом слове – бездна пространства, каждое слово необъятно, как поэт (Н. Гоголь). 7. Есть речи – значенье Темно иль ничтожно, Но им без волненья Внимать невозможно. Как полны их звуки Безумством желанья! В них слёзы разлуки, В них трепет свиданья (М.Лермонтов). 8. Что им родители не привили любовь к труду – это неправильно, это не так. Это не так по их прежней жизни. Это не так из того, что мы сейчас вот видим в судебном заседании (Из речи адвоката). 9. Что характерно – руки как таковые в Сургуте есть. Только вместо баранки или мастерка за стакан всё больше держатся. Несмотря на то, что алкоголики как раз никому не нужны. Даже им самим. 10. Ваш покорный слуга еще совсем недавно придерживался примерно того же отношения к самодеятельности, считая её не более чем забавой для узкого круга друзей и знакомых. Пока не посмотрел детский этап фестиваля, проходивший в Сургуте уже за неделю до этапа взрослого (Газета «Московский комсомолец-Югра»)
Упражнение 6. Прочитайте. Определите, какие средства выразительности используются в данных публичных высказываниях.
1.Черномырдин – глубокий специалист в той отрасли, из которой вышел, и муху не пропустит над Киевом, если она летит туда с каким-то экономическим интересом (Д.Рогозин). 2. Я профессиональный шофер и вырос, можно сказать, в машине. (В.Черномырдин) 3. Радость у меня теперь только одна – миллионный митинг. Я выступаю – и передние ряды плачут (В.Жириновский). 4. Властью, данной мне народом, я объявляю перерыв на 30 минут (Г.Селезнев). 5. Наш финансовый рынок, к сожалению, не поднялся до таких высот, с которых можно упасть. (Г.Греф). 6. Надо уйти от привычки перетягивать на себя одеяло. В данном случае, властное одеяло (В.Путин). 7. Когда делятся кресла, здесь работают локтями и ремнями (Д.Аяцков). 8. Ким Чен Ир – это гость из прошлого. Но это и наше прошлое. Поэтому с ним нужно говорить (А.Бовин). 9. Реальных шагов к тому, чтобы поток коррупции укротить, ввести его в неширокое русло, закрыть гранитными берегами закона, чтобы она не размывала устои общества, не делалось (В.Устинов). 10. Каждый народ неповторим, у него своя уникальная культура. Её нужно знать и ценить. Чтобы полюбить – нужно знать, невозможно полюбить то, чего не знаешь, невозможно дорожить тем, чего не ценишь (П.Латышев).
Упражнение 7. О каких качествах речи свидетельствуют данные пословицы и поговорки?
1. Велик звон, да не красен. 2. Звону много, да толку мало. 3. Глупым словам — глухое ухо. 4. Говорит до вечера, а слушать нечего. 5. Говорит, как горох к стене лепит. 6.Говорит, как клещами на лошадь хомут тащит. 7. Говорит красиво —да слушать тоскливо. 8. Говорит, что плетень плетёт. 9. Длинный язык— короткие мысли. 10. Глупые речи — что пыль на ветру.11. Из-за одного слова да вечная ссора. 12. Из пустого в порожнее переливает. 13. Кланяться горазд, а говорить не умеет. 14. Речи —что мёд, а дела — что полынь.
Упражнение 8. Определите, тропы или фигуры использованы в приведенных ниже примерах?
1. Путин – это антитеза ельцинскому нелюбимому режиму. Путин – это ожидания, это рейтинг. 2. Вместе с Победоносцевым, они усыпили Россию. 3. И эти заводы давно уже страдают метеоризмом и портят окружающую атмосферу. 4. Он был угрюм, зол, почти страшен в эту минуту. 5. – Это все, что написано на бумаге. – На чем? – Написано на том, что в Китае сделано из риса, а не в Китае – из дерева. 6. Все в конторе тогда включились в беседу на тему, что у каждого человека есть двойник, и были случаи… 7. Сначала в России, затем в других славянских странах, затем все шире и шире, и все неудержимей… 8. Вот на этот конвейер словообразовательный кладут детали, и получается, выходит словообразовательный тип. 9. Вот таким и был год. Плохо, хуже, совсем скверно. 10. Их религия – экономия времени. Их стратегия – рентабельность. Их цена - желудки богатых и бедных покупателей.
Упражнение 9. Найдите примеры, в которых использована ирония.
1. Трудно найти на свете человека, который, хотя бы раз в жизни, выражаясь языком научным, не вляпался бы в какую-нибудь историю. 2. Стильно одетая молодежь ритмично подергивается под римейки (да простит меня за это слово Филипп Киркоров) и ремиксы недавно вошедших в радиоротацию хитов. 3. Жене все время нужно говорить правду, причем с три короба (Н.Фоменко). 4. Налицо вымогательство, порочащее и без того высокое звание советского официанта. 5. Слово – не воробей, вылетит – вылетишь. 6. Лёха Николаев – человек, который может, не заработав грыжу, поднять гранатомет, а также остановить на ходу бронетранспортер, разобрать по кирпичикам горящий Кремль и одним поцелуем превратить даже очень запущенную жабу в длинноногую супермодель. 7. На стадионе «Локомотив» запланирована культурно-развлекательная программа – выступление рок-групп и массовое распитие горячительных напитков. 8. Если у тебя открыта мотоциклетная категория в водительских правах, то ты автоматически получаешь удостоверение тракториста-машиниста с категорией А. Что, кстати, дает тебе неплохую возможность потрудиться для закромов родины во время летней страды (правда, только на легкий тракторах). 9. – Ведь могла и сдетонировать бомба от сострясения? – Вполне могла, – успокаивают эксперты-саперы Иркутского ОМОНа. – Это зависит от типа взрывателя. 10. Рукописные плакаты на листах ватмана, с которыми пикетчики позировали перед телекамерами…
Упражнение 10. Назовите средства, использованные в данных примерах для создания выразительности. Можно ли назвать данные высказывания примерами хорошей, выразительной речи?
1. И жители селения пошли за этим человеком, которого все в Макондо считали сумасшедшим, как шли воины за полководцем. 2. И начался новый творческий штурм, прорыв «Золотого Витязя», стройные ряды которого вторглись на театральную сцену. 3. И пусть та театральная лепта, которую вы собираетесь возложить на алтарь спасения Отчества, будет очищена от всякого честолюбия и корысти. 4. И будет год, и день будет, когда «Золотой Витязь» в полном своем рыцарском облачении и при всех своих сверкающих доспехах придет на берега Байкала. 5. Кто не поражался какой-то сверхъестественной его способности в самую гадкую эпоху буйно помешанных, соорудивших из кино инструмент бесстыдства и пошлости, собрать воедино все самое чистое и здоровое, что тогда не сметено и не втоптано было в грязь окончательно, и вдруг солнышком, вырвавшимся из-за туч, показать зрителю и обогреть его, дать надежду? 6. Олигарх может потратить 2 млн. долларов на свой день рождения, но свыкнуться с мыслью о благотворительности ему сложно. Поскольку в этом процессе сакральная субстанция, жрецом которой он является, переходит в руки непосвященных профанов. 7. Здесь кроется то зерно, которое может привлечь на Московский кинофестиваль мировой кинематограф. 8. И наконец это просто глупости, обыкновенные пещерные глупости… 9. Всю жизнь ходить по сцене красивым сталактитом никому не хочется.10. Закрою глаза я и вижу цветы, и не фиалки, и не васильки, ромашки простые с большими глазами, их создал Господь для тебя и меня с ресницами белыми под небесами.
Упражнение 11. Продолжите текст, развивая мысль в заданном направлении.
1. Все люди хотят быть счастливыми. Много я слышал споров о счастье. Одни говорили: «Сила, здоровье – в них всё счастье». Другие не соглашались: «Богато жить, всё иметь – вот что такое счастье!». «Дело свое в жизни хорошо знать – значит счастливым быть», – утверждали многие. А иные добавляли: «Главное для счастья – это чистая совесть, чтобы людям в глаза не стыдно было смотреть»…
Упражнение 12. Составьте текст из данных предложений, представленных в неупорядоченном, «рассыпанном», состоянии, расположив их в порядке последовательного развития мысли.
А 1. Точная, буквальная копия того или иного произведения поэзии — самый неточный изо всех переводов. 2. Переводчик должен свободно владеть языком, с которого он переводит. 3. Поэтому переводчик должен знать прекрасно и свой родной язык, иначе лошадь у него всегда будет только лошадью, а не конём, жеребцом, рысаком, вороным или скакуном. 4. Нельзя забывать: буквальный перевод никогда не может быть переводом художественным. 5.Переводя, нужно помнить ещё о том, что особым законам подчиняется перевод пословиц и поговорок. 6. Только по-настоящему большие поэты могут работать по подстрочникам. 7. Ведь звукопись, звуки слов в стихах очень сильно воздействуют на читателя. 8. Здесь нужен переводчику хороший эстетический вкус, он должен обладать чувством ритма.
Б 1. Почти невозможно запомнить какой-нибудь текст, если во время чтения голова занята посторонними мыслями. 2. Когда на память начинают жаловаться учащиеся, люди молодые, невольно возникает вопрос: а интересует ли их изучаемый материал? 3. И наоборот, когда какое-либо сообщение, факт или цифра произвели впечатление, взволновали, обрадовали или огорчили, они врезаются в память иногда на всю жизнь. 4. К тому же, если был пробел в знаниях, значительно труднее выучить новый материал, находящийся в логической связи с тем, что пропущено. 5.Скучные, неинтересные сведения, как правило, запоминаются с трудом.6. Недаром говорят: «Повторение – мать учения». 7.Итак, старайтесь изучать предмет глубже, и тогда, без сомнения, он вас заинтересует. 8. Материал запоминается гораздо надежнее и прочнее, если в тот же день через какой-то срок посмотреть его еще раз. 9. Приведенные соображения иллюстрируют важную закономерность: нормальная память фиксирует все, что затрагивает чувства человека, а то, что оставляет равнодушным, не запоминается. 10. Тогда, вернувшись к нему перед очередным уроком, вы обнаружите, что многое уже запомнили. 11. Конечно же, память каждого из нас имеет свои особенности. 12. Поэтому одному помогает запомнить те или иные сведения повторение, другому – пересказывание прочитанного, третий лучше воспринимает учебный материал на слух. 13. Задания трудные, требующие особенно большого усилия, следует делать в первую очередь, на свежую голову.
Упражнение 13. Приготовьте чтение стихотворного или прозаического текста (на выбор), определив основную мысль, цель высказывания, поставив логические дарения, определив место логических пауз, тональность.
Упражнение 14. Докажите или опровергните истинность следующих мыслей; аргументируйте свою точку зрения.
1. У короткого ума длинный язык (Аристофан). 2. Дружба возможна только между хорошими людьми (Цицерон). 3. Похвально делать то, что подобает, а не то, что дозволяется (Сенека). 4. Красива не красавица, а любимая. 5. Если убивают цвет, процветают бесцветные. 6.Тот остается одиноким, кто ищет друга без недостатков. 7. Речевая культура человека – зеркало его духовной культуры. 8. Развитие мышления человека может проходить только в процессе самостоятельной деятельности, а развитие способностей – через самопознание(Сократ). 9. О вещах, которым научаешься сам собой, получаешь гораздо более ясные и верные понятия, нежели о тех, с которыми знакомят нас чужие уроки (Жан-Жак Руссо).
Упражнение 15. Завершив начатые высказывания, создайте собственные афоризмы.
1. Заслуживает уважения тот, ... 2. Тот, кто духовно совершенствуется, ... 3. Настоящую ценность представляет то,…
- Министерство образования и науки республики казахстан
- Б. Абилова, 2014.
- Время собирать камни
- Основные свойства строительных материалов
- II. Коммуникативные качества хорошей речи
- Словообразовательные нормы
- Морфологические нормы
- Синтаксические нормы
- Точность
- Ясность
- Логичность
- Уместность
- Стилистические нормы
- Чистота
- Богатство речи
- Выразительность
- Уважаемый избиратель!
- Рекомендуемая литература Основная литература
- Дополнительная литература