logo
Русский

Морфологические нормы

Упражнение. Составьте контексты, в которых выявилась бы родовая принадлежность приведенных ниже слов.

Арабески, атташе, бар-бильярдная, бра, бренди, Вальпараисо, виски, «Вог», депо, Душанбе, жюри, иваси, кашне, колибри, коррективы, манжеты, Миссисипи, мозоль, мокко, пенальти, плацкарты, пони, протеже, резюме, салями, сирокко, СПИД, статус-кво, табу, тапки, туфли, тюль, ФСБ, шасси, шимпанзе, эполеты, эсперанто.

Упражнение. Исправьте и объясните ошибки в образовании грамматических форм слов. Разделите примеры на группы: а) ошибки в образовании форм именных частей речи; б) ошибки в образовании глагольных форм.

1. Их нужно соединить, а потом посмотреть, как они сочетутся. 2. Я в этом году в Сочах была, там так красиво! 3. По тому, как живет цветочек, можно определить, как к тебе относятся. Если начнет вять … сама понимаешь. 4. Я хожу без носок, босиком. 5. Сколько же платий тебе нужно? 6. Ты мне наклала каши? 7. Только почетные гражданины города у нас ездят бесплатно. 8. Я обожаю романтическую музыку, поэтому мои любимые песни – это песни Элтон Джона и Джордж Майкла. 9. В той квартире, где она сейчас живет, раньше цыгане жили. И она после этих цыганей нашла у себя под половицей их карты. 10. Сколько доль наследства ты получил?

Упражнение. Исправьте ошибки, связанные с нарушением морфологических норм. Сформулируйте правила выбора нормативного варианта.

Я сейчас картошки почистю. 2. Ну, вот, дом теперь убратый. 3. Сдавайте польта в гардероб. 4. Лук, обдатый кипятком… 5. Я, конечно, извиняюсь, но вы здесь не стояли, когда я пришла, так что за мной будете. 6. Ну, возьми тюль и постирай в машинке. Она такая грязная. 7. В последнее время я стал читать книги более внимательнее. 8. В вашем учебнике нет семиста восьмидесяти пятой страницы. 9. Боюсь, что я ощущу неловкость. 10. А почему нам документы не ворочают?