Богатство речи
Богатство речи – это разнообразие используемых языковых средств: лексических, семантических, фразеологических, интонационных, грамматических. Русский язык насчитывает огромное количество слов и постоянно обогащается новыми: в 17-томном «Словаре современного русского литературного языка»120480 слов; в четырёхтомном «Словаре русского языка» – около 90000 слов; в «Словаре русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой — около 55000 слов. Для русского языка характерно разнообразие интонационных конструкций, моделей образования новых слов и построения словосочетаний, предложений. Речевое богатство создаётся и семантическим разнообразием, смысловой насыщенностью слов, фразеологизмами, пословицами, поговорками.
Каждый из говорящих обладает индивидуальным лексическим, фразеологическим, интонационным и грамматическим запасом средств выражения мыслей. Например, словарь А. С. Пушкина составляли более21200 слов, словарь С. Есенина – около 18890 слов, словарь современного взрослого образованного человека – около10000–12000 слов. Богата речь, в которой используются разнообразные языковые средства, имеющиеся у говорящего, пишущего и отбираемые им в каждой конкретной речевой ситуации для выражения мысли, чувства; речь, информативно насыщенная. Чем реже повторяются в речи одни и те же слова, их сочетания, однотипные структуры и интонационные конструкции, тем она богаче. Речь бедная характеризуется ограниченным объёмом словаря, однообразием используемых морфологических категорий и синтаксических конструкций, в частности, однообразием приёмов перехода от одной фразы к другой и короткими однотипными, слабо связанными между собой предложениями. Обогащению речи способствует чтение произведений классической художественной литературы, разнообразное, информативно насыщенное бытовое общение, дружба с различного рода словарями, в первую очередь, толковыми.
Будущий специалист по связям с общественностью должен формировать совокупность навыков свободного и целесообразного применения языковых средств, поскольку избранная им сфера профессиональной деятельности предполагает высокую степень речевой активности и самостоятельность мышления.
Практические задания
Упражнение 1. Замените данные прилагательные синонимичными с приставкой без-(бес-).
Смелый человек, жестокий враг, огромное количество, пустынная степь, необозримые просторы.
Упражнение 2. Укажите, все ли прилагательные в каждой группе слов синонимичны. Исключите лишние слова.
1. Молчаливый, тихий, замкнутый, сиротливый, скромный, застенчивый, бессловесный.
2. Ветреный, развязный, легкомысленный, беззаботный, беспечный, невнимательный, неосмотрительный.
Упражнение 3. Подберите синонимы к следующим словам. Отметьте смысловые и стилистические различия компонентов каждого синонимического ряда.
Удивительный (случай)... 2) Грубый (поступок).... 3) Испытывать ... . 4) Робость .... 5) Масса ... .
Упражнение 4. Подготовьте высказывание на основе одной из следующих пословиц и поговорок.
Пустой орех звонок. 2. Умей обойтись с глупым, а умный сам с тобой обойдётся. 3. Красно говорит, а слушать нечего. 4.Красно поле пшеницей, а беседа умом. 5. Хорошую речь хорошо и слушать. 6. Петь хорошо вместе, а говорить порознь. 7. В многословии не без пустословия. 8. Много говорено, да мало сказано. 9. Слово не воробей, вылетит – не поймаешь. 10. Кто говорит, тот сеет, кто слушает – собирает.
Упражнение 5. С помощью историко-этимологических словарей и словарей иностранных слов определите, из каких языков заимствованы следующие слова. Обогащают ли русский язык такого рода заимствования?
1. Абзац, кашне, партер, плац, профессор, раунд, республика, сарафан, утюг, шасси.
2. Башмак, бокс, бутерброд, бутсы, вундеркинд, жалюзи, инквизиция, сарай, урюк, чемпион.
Упражнение 6. Возможно ли выражение данных понятий иными словами? Попробуйте заменить иноязычные слова русскими.
Альтернатива, анонс, аншлаг, дефект, игнорировать, консенсус, конфронтация, коньюнктура, менталитет, презентация, протеже, рейтинг, спикер, спонсор, экзальтация, эффект.
Упражнение 7. Создайте текст на основе следующих тезисов.
1. В своей родной стране я хочу говорить по-русски.
2. Сегодня в моей стране многие предпочитают в своей речи использовать «американизмы».
3. Причины этого я вижу в том,...
4. Я не против обогащения родного языка заимствованиями, но против вытеснения русских слов и выражений иноземными.
Упражнение 8. Подберите синонимичные фразеологизмы к данным.
Бить баклуши; задирать нос; с больной головы на здоровую; спустя рукава; кричать во всю ивановскую; кто в лес, кто по дрова; рука об руку; набить руку; намылить шею; золотые руки.
Упражнение 9. Данные фразеологизмы объедините в антонимические пары.
как рыба в воде работать как вол
гонять собак травленый волк
важная птица быть не в своей тарелке
желторотый птенец птица невысокого полёта
Упражнение 10. Преобразуйте тексты, заменяя каждое предложение синонимичным. Как изменился смысл предложений и текста в целом?
1. Темнеет. Тихо в комнате. Дома никого нет, кроме Никиты. Скучно ему одному. Клонит его, бедного, ко сну. Но спать никак нельзя. Надо уроки делать.
2. Всё небо обложило. Ровно шапкой, так и накрыло... И принесло ж его на грех в такое время... Чтоб тебя приподняло да шлёпнуло... Снегу навалило!... От сердца отлегло (А. Островский).
3. Зимой светает поздно. Не хочется вставать. А идти в университет надо. Сегодня вызовут по истории. Всё равно не отвертеться. От судьбы не уйдёшь.
- Министерство образования и науки республики казахстан
- Б. Абилова, 2014.
- Время собирать камни
- Основные свойства строительных материалов
- II. Коммуникативные качества хорошей речи
- Словообразовательные нормы
- Морфологические нормы
- Синтаксические нормы
- Точность
- Ясность
- Логичность
- Уместность
- Стилистические нормы
- Чистота
- Богатство речи
- Выразительность
- Уважаемый избиратель!
- Рекомендуемая литература Основная литература
- Дополнительная литература