Сократ и Платон – создатели теории «подлинного красноречия»
Против положения софистов об относительности истины (вспомним: цель оратора не раскрыть истину, а научить слабое мнение сделать сильным) выступил древнегреческий философ Сократ (ок. 470—399 до н. э.). Для Сократа абсолютная истина божественна, она выше человеческих суждений и является мерой всех вещей. Сократ осуждал ораторов-софистов за стремление к успеху, за их готовность силою красноречия убедить публику в чем угодно. Он считал недопустимым брать плату за уроки, как это делали софисты, утверждая, что «продажа мудрости равнозначна продаже красоты».
Эти мысли Сократа изложены его учеником Платоном (ок. 427 — ок. 347 до н. э.) в знаменитых диалогах «Горгий», «Софист», «Федр», центральным персонажем которых является Сократ. В своих трудах Платон приходит к определению софиста как мнимого мудреца, а софистики как мнимой мудрости.
Риторике софистов, которую Платон не считает наукой, он противопоставляет подлинное красноречие, основанное на знании истины, а поэтому доступное только философу. Эта теория красноречия изложена в диалоге «Федр», в котором представлена беседа философа Сократа с юношей Федром. Суть теории в следующем.
Прежде чем начать речь о каком-либо предмете, надо четко определить данный предмет. «Во всяком деле, юноша,— обращается Сократ к Федру,— надо для правильного его обсуждения начинать с одного и того же: требуется знать, что же именно подвергается обсуждению, иначе неизбежны сплошные ошибки».
Далее, по мысли Сократа, необходимо познание истины, т. е. Сущности предмета: «Прежде всего надо познать истину относительно любой вещи, о которой говоришь или пишешь; суметь определить все соответственно с этой истиной; подлинного искусства речи нельзя достичь без познания истины»; «кто не знает истины, а гоняется за мнениями, у того искусство речи будет, видимо, смешным и неискусным».
Ясно и четко говорится в диалоге о построении речи. На первом месте, в начале речи, должно быть вступление, на втором месте — изложение, на третьем — доказательства, на четвертом — правдоподобные выводы. Возможны еще подтверждение и добавочное подтверждение, опровержение и добавочное опровержение, побочное объяснение и косвенная похвала.
Ценное в теории красноречия Платона — идея воздействия речи на душу. По его мнению, оратору «необходимо знать, сколько видов имеет душа», поэтому «слушатели бывают такими-то и такими-то». И какая речь, каким образом воздействует на душу. Оратор должен соотносить виды речей и виды души и ее состояния. Знать, какую душу какими речами и по какой причине непременно удастся убедить, а какую — нет. Задача оратора — «отыскивать вид речи, соответствующий каждому характеру, и таким образом строить и упорядочивать свою речь; к сложной душе надо обращаться со сложными, разнообразными речами, а к простой душе — с простыми».
Итак, по мнению Платона, подлинное красноречие основано на знании истины. Познав сущность вещей, человек приходит к правильному о них мнению, а познав природу людских душ, имеет возможность внушить свое мнение слушателям.
- Школа № 174
- Р и т о р и к а (учебное пособие часть №1) Москва, 2003
- Предисловие
- Тема № 1: Теоретические основы ораторского искусства. Классификация ораторского искусства
- Классификация ораторского искусства (т.З. Апресян)
- Рекомендуемая литература
- Ораторы гомеровской Греции
- Сократ и Платон – создатели теории «подлинного красноречия»
- Аристотель и его «Риторика»
- Антифан
- Исократ
- Демосфен
- Рекомендуемая литература
- Тиберий и Кай Гракхи
- Марк Антоний
- Цицерон
- Три направления ораторского искусства
- Квинтилиан
- Рекомендуемая литература (для подготовки к семинарским занятиям):
- I. Основная
- II. Дополнительная
- I. Основная
- II. Дополнительная
- Тема № 5: Отечественная риторика
- XVII – XIX вв.
- «Опыт риторики» и.С. Рижского
- «Краткая риторика» а.Ф. Мерзлякова
- «Теория красноречия для всех родов прозаических сочинений» а.И. Галича
- Риторики н.Ф. Кошанского
- Рекомендуемая литература
- I. Основная
- II. Дополнительная
- Содержание