Демосфен
Самым известным оратором древней Греции являлся Демосфен. Демосфен много учился ораторскому искусству. Есть свидетельство, что он изучал произведения греческого историка Фукидида и даже несколько раз переписывал его историю.
У Демосфена были существенные физические недостатки: слабый голос, плохая дикция, нервные подергивания плеча. От этих недостатков он избавился благодаря упорному труду.
Чтобы развить голос, Демосфен брал камешки в рот и произносил речь на берегу моря, стараясь заглушить шум волн. Желая избавиться от подергивания плеча, он подвешивал меч к потолку так, чтобы острие плотно подходило к плечу. Как только он дергал плечом, меч больно колол его.
Манера произнесения речей Демосфена была очень бурной, противники называли его диким зверем. Он всегда стремился к максимальной внешней выразительности в момент произнесения речи.
Демосфен всегда тщательно готовился к выступлениям, писал речи, и противники недаром упрекали его в том, что речи «пахнут лампой» (намек на то, что он по вечерам долго работает над речью).
Оратор заранее заготавливал выступления. Когда он умер, выяснилось, что он не успел использовать более пятидесяти заготовленных выступлений.
Каждое выступление Демосфена было строго обосновано, он обладал богатым, разнообразным слогом, высоко ценил краткость и ясность. Оратор пользовался разнообразными приемами: восклицаниями, обращением к слушателям, риторическими вопросами, приемами рассуждения и повествования. Он применял разнообразные методы доказательств. Заключения в речах отличались простотой и убедительностью. Обычно в заключении он давал или обобщение всего сказанного в немногих словах или обращался с призывом к слушателям. Так, например, четвертая «филиппика» заканчивалась обращением к слушателям: «Или измените свое поведение, или пеняйте на себя, когда все погибнет».
До нас дошли статуи, изображающие Демосфена и Эсхина, и по этим статуям можно судить, какова была их манера выступать. Статуя изображающая Демосфена, передает большую живость, высокий пафос, с которым он произносил речь. Демосфен стоит в накинутом плаще, одна рука спрятана под плащом, а другая обнажена и поднята вперед. Очевидно, в этой позе переданы наиболее характерные жесты, которыми пользовался Демосфен. Он был представителем «пышного» парадного красноречия, в противоположность Лисию, оратору простого стиля.
Демосфен основывал свои речи на глубине содержания. Речь для него всегда была орудием политики, средством для достижения определенной политической цели.
Когда окончательно определилась победа македонян, Демосфен не мог пережить несчастья, обрушившегося на его родину, и принял яд.
- Школа № 174
- Р и т о р и к а (учебное пособие часть №1) Москва, 2003
- Предисловие
- Тема № 1: Теоретические основы ораторского искусства. Классификация ораторского искусства
- Классификация ораторского искусства (т.З. Апресян)
- Рекомендуемая литература
- Ораторы гомеровской Греции
- Сократ и Платон – создатели теории «подлинного красноречия»
- Аристотель и его «Риторика»
- Антифан
- Исократ
- Демосфен
- Рекомендуемая литература
- Тиберий и Кай Гракхи
- Марк Антоний
- Цицерон
- Три направления ораторского искусства
- Квинтилиан
- Рекомендуемая литература (для подготовки к семинарским занятиям):
- I. Основная
- II. Дополнительная
- I. Основная
- II. Дополнительная
- Тема № 5: Отечественная риторика
- XVII – XIX вв.
- «Опыт риторики» и.С. Рижского
- «Краткая риторика» а.Ф. Мерзлякова
- «Теория красноречия для всех родов прозаических сочинений» а.И. Галича
- Риторики н.Ф. Кошанского
- Рекомендуемая литература
- I. Основная
- II. Дополнительная
- Содержание