Рекомендуемая литература
(для подготовки к семинарским занятиям):
I. Основная
Андреев В.И. Деловая риторика. - Казань, 1993.
Введенская Л.А. Павлова Л.Т. Композиция публичного выступления. - Ростов-на-Дону, 1976.
Жаркова Л. Логические основы устного выступления. - 1976.
Одинцов В.В. Структура публичной речи. - М , 1976.
Кони А.Ф. Советы лекторам. - М., 1956.
II. Дополнительная
Ивакина Н.Н. Основы судебного красноречия. - М., 2000
Сопер П.Л. Основы искусства речи. - М., 1992.
Тема № 3: Искусство защитительной речи
(Замечания П. Сергеича)
Нет худшего приема защиты, как несправедливые придирки и нападки потерпевших. В большинстве случаев они говорят правду; присяжные и судьи на их стороне.
Защитнику следует остерегаться сочувствия к подсудимому: потерпевший производит впечатление человека добросовестного; но на одном впечатлении нельзя основывать решение дела. Как бы ни казался он искренним, правдивым, ведь если бы он явился со своим иском в гражданский суд, от него потребовали бы письменных доказательств документов. Впечатление есть слишком шаткое основание для судебного приговора.
Если защитник говорит, что он далек от мысли возбуждать сомнение в правдивости слов потерпевшего, ему трудно удержаться на вполне беспристрастной точке зрения, и единственным последствием этого является некоторое преувеличение фактов, то этого достаточно, чтобы вызвать раздражение у присяжных, так как потерпевшему таким образом наносится оскорбление.
Защитнику следует избегать спора со свидетелями. Гораздо лучше объяснить неверное показание ошибкой, чем ложью.
Личные препирательства, укоры, насмешки вообще не должны быть допускаемы на суде. Предположим явную натяжку в предании суду при обвинении в преступлении, наказуемом каторгой. Следует ли защитнику обрушиться на прокурора суда и судебную палату? Только в самых редких случаях. Если ошибка вполне очевидна, и притом подсудимый внушает сочувствие, ранее не судился, тогда, при уверенности в своем умении, можно, пожалуй, затронуть общественную сторону вопроса. При других условиях надо забыть о критике. Лучше всего показать снисходительность к «происшедшему недосмотру», пояснив, что ошибки встречаются везде и оратора никто за них не упрекает; он только указывает на происшедшее недоразумение и необходимость исправить ошибку.
Не следует касаться личности противника, даже если он сам нарушает это правило. Если же это необходимо, следует говорить в общих выражениях. Использовав безличную форму, защитник мог бы подчеркнуть легкомыслие своего противника. Нельзя говорить о пристрастии или односторонности прокурора. Следует показать, что он вполне прав. Если было пристрастие, присяжные заметят его и без помощи защитника. Чем добродушнее он будет обходиться с противником, тем будет больнее противнику. Например:"Я вполне согласен с прокурором и благодарен за то, что им сказано вам вместо меня: это выигранное время».
Защитник должен стараться устранить из рассуждений свою личность: «На меня подсудимый производит благоприятное впечатление». Считаться надо с впечатлениям присяжных и судей. Защитник должен уметь доказать невиновность, а не просить оправдания. Нельзя хвалить ни себя, ни своих товарищей по защите.
Защитник не должен выдавать своей односторонности. Всякий отдельный поступок человека допускает различные объяснения. Последите за прениями, обычными в нашем суде. Заметно, что, если свидетель говорит в пользу обвинения, каждое его суждение кажется прокурору естественным и высоко похвальным, защитнику – безнравственным или по крайней мере сомнительным. И, высказывая свою одобрительную или неодобрительную оценку, оба они выдают свое одностороннее отношение к делу. Если защитник говорит о наказании, то он не должен ни в коем случае позволять себе указать только высшую меру: это даст повод прокурору или председателю упрекнуть его в намерении ввести присяжных в заблуждение.
Чаще всего присяжные ждут от защитника, что он удивит их своей речью, покажет им, что они ошиблись. Для этого нужно соглашаться как можно чаще с обвинителем, признавать, что можно, в показаниях свидетелей; при случае сказать прямо, что подсудимый должен быть наказан. Только не надо говорить, что по прежним законам подсудимого следовало бы оставить в подозрении. Это признание в том, что против него есть сильные улики.
Защитнику следует быть осторожным в характеристике подсудимого; нельзя хвалить его.
Профессор Владимиров в своей книге «Advocatus miles» предлагает ему такое правило: «Будьте постоянно и неуклонно несправедливы к противнику. Если ваш противник говорит, что дважды два – четыре, то ввиду невозможности опровергнуть это положение молчите, но не говорите: серый присяжный может подумать, что вы не особенно ретиво спорите с противником, что вы с ним даже соглашаетесь вообще». Последние соображение справедливо, но оно никаким образом не может быть признано достаточным основанием для общего правила, указываемого автором. Защитнику следует избегать односторонности и тем более сознательной несправедливости к противнику. Обратная тактика может иметь успех у одного случайного серого присяжного, но подорвет доверие его тринадцати товарищей.
Страсть, ирония, злоба могут быть полезны в защитительной речи, но в самых редких случаях. Пафос допустим только тогда, когда он необходим. Несправедливость, пристрастие к противнику всегда вызывают раздражение против оратора у присяжных и у судей. Неопытные защитники постоянно забывают, что следует спорить с доказательствами, а не с прокурором. С точки зрения целесообразности можно посоветовать всякому оратору быть безгранично любезным и снисходительным к его ошибкам; это покажет его превосходство и действительно расположит слушателей в вашу пользу. Присяжные особенно требовательны к адвокатам, поэтому от качества их речи подчас зависит судьба подсудимого.
Искусство защиты заключается в том, чтобы всех своих врагов сделать себе союзниками. Такая тактика особенно применима в речи.
Обвинитель может понизить обвинение, например, перейти от статьи 1452 - ко 2-ой ч. ст. 1455. В этом случае искусство защиты заключается только в том, чтобы не сделать обычной ошибки, т.е. воздержаться от рассуждений об отсутствии заранее обдуманного намерения и от возгласов о том, что сам обвинитель должен был признать преувеличение в предании суду.
Обвинитель может признать установленным такие факты, которые допускали спор. В этом случае, обвинитель сам делается в известных пределах союзником защитника, и искусство заключается только в умении удержаться от ошибки. Если защитник будет приводить длинные соображения, подтверждая упомянутые факты, они опять станут спорными и председатель укажет присяжным несколько противоположных соображений, на которые защитнику ответить уже не придется.
Жестикуляция, столь свойственная древним, не к лицу современному оратору. Можно сказать, что жесты совсем не нужны на суде. Защитнику следует стоять прямо перед присяжными, но не прятаться за кафедру; пусть его видят во весь рост; но пусть не замечают ничего смешного. Например, если у оратора одна рука в кармане, другая разглаживает усы, поправляет жилет или чешет затылок; веки все время опущены, точно он совестится взглянуть на присяжных или боится, чтобы они не прочли в его глазах затаенной мысли; при этом все тело его ритмически качается взад и вперед, то мало античного в этой фигуре. Ларошфуко говорит, что в голосе, глазах и во всем обращении говорящего бывает столько же красноречия, сколько в его словах.
Следует соблюдать благопристойность. Ссылаясь на статьи закона надо знать их наизусть и повторять их длинными словами законодателя, отчеканивая, но не выкрикивая значительные выражения. Вместе с тем поддельная непринужденность выдает постыдное невежество. Конечно, присяжные не смогут доверять оратору, видя его жалкую беспомощность.
Большая ошибка для каждого оратора – недостаточно громкая и отчетливая речь. К сожалению, акустика в судебных делах не возможна, поэтому глухой голос совсем пропадает в таких условиях. Судьи часто с трудом следят за речами сторон, а они ближе к защитнику, чем присяжные. Ораторы, которые не имеют привычки следить за собою, не могут наблюдать за тем, чтобы не пропадали для слушающих важнейшие его соображения. С другой стороны, такие негромкие и неотчетливые речи кажутся просто робкими. Создается впечатление, что говорящий сам не уверен в ценности своих слов и верности своих юридических соображений. Напротив того, умеренно громкая, отчетливая речь, если только в ней не сквозит излишняя самоуверенность, сразу располагает залу в пользу оратора и внушает присяжным убеждение, что его следует слушать со вниманием.
Следить необходимо не только за своей внешностью, но и за своими выражениями. Один защитник доказывал, что подсудимый, обвинявшийся в убийстве, нанес пострадавшему смертельную рану в необходимой обороне, и при этом все время твердил: «убийство», «убил», «убийца».
Используя защитительную речь, следует помнить совет Квинтилиана: оратор должен говорить не так, чтобы его можно было понять, а так, чтобы нельзя было не понять его. Говорить нужно просто и правильно.
Оправдательная резолюция не есть еще полная победа защиты. Приговор может быть опротестован прокурором. В этом случае защитник имеет право не только на письменное возражение на протест, но и на словесные объяснения в заседании сената.
Рекомендуемая литература
(для проведения семинарских занятий)
Основная
Ивакина Н.Н. Основы судебного красноречия. - М., 2001.
Россельс В.Л. Судебный защитительные речи. - М.,1996.
Речи сов. адвокатов./сост. И.Ю. Сухарев. - М., 1968.
Сергеич П. Искусство речи на суде. - М., 1992.
Смолярчук В.И. Ф.Н. Плевако - Судебный оратор. - М.,1989.
Дополнительная
Кан Н.П. Некоторые вопросы адвокатской этики// Вопросы защиты по уголовным делам.-Л.,1967.
Тимофеев А.Г. Речи сторон в уголовном процессе. - Сиб., 1897.
- Школа № 174
- (Учебное пособие часть №2) Москва, 2003
- Введение
- Тема№ 1: Судебное красноречие в России
- Особенности риторического мастерства юристов эпохи после реформы 1864 года
- Рекомендуемая литература
- Только соблюдая законы логики, оратор может сделать правильный вывод. Всякое же нарушение их приводит к ложному выводу, к избранию неправильной позиции по делу.
- Рекомендуемая литература
- Тема № 4: Особенности риторического мастерства адвоката (ф.Н. Плевако)
- Эпизод речи с.Ф. Плевако
- «Въ защиту н. Семина, произнесенная
- Въ Московскомъ Окружномъ Суде 29 октября 1910 г.
- По делу о святотатстве в Успенском соборе».
- Рекомендуемая литература (к семинарским занятиям):
- I. Основная
- II. Дополнительная
- Рекомендуемая литература
- Биохроника
- «Советы лекторам» а.Ф. Кони
- Рекомендуемая литература
- Защитительные речи, взаимодействие адвокатов и подсудимых.
- Роль судей Международного Военного Трибунала.
- Место Нюрнбергского процесса среди других процессов.
- Рекомендуемая литература (для подготовки к семинарским занятиям):
- I. Основная
- II. Дополнительная
- Содержание