«Советы лекторам» а.Ф. Кони
А.Ф. Кони систематизировал опыт лучших ораторов-лекторов в «Советахлекторам». Рекомендации А.Ф. Кони:
1. Основательная, качественная подготовка к лекции. Для этого необходимо составить план своей лекции и несколько раз «пройтись» по нему. Перед каждым выступлением лектор должен повторять план «про себя». Главным в успехе лекционной работы является т р у д - основа
уверенности лектора в своих силах. Перед началом выступления лектор должен испытывать волнение, так называемую «ораторскую лихорадку», размер которой обратно пропорционален затраченному на подготовку труду.
2. После написания плана оратор приступает к оформлению отдельных частей своей речи. Структурой устного выступления считается: вступление, главная часть, заключение.
От того, как оратор начал говорить, насколько ему удалось привлечь внимание аудитории, заинтересовать слушателей, во многом зависит успех выступления. Во вступлении подчеркивается актуальность темы, значение ее для данной аудитории, формулируется цель выступления, кратко излагается история вопроса. Перед вступлением ораторской речи стоит важная психологическая задача – подготовить слушателей к восприятию данной темы. Первые слова, обращенные к аудитории, должны быть чрезвычайно просты, доступны, понятны и интересны для слушателей.
Эффективное средство завоевать внимания слушателей – вопросы к аудитории. Они позволяют оратору "втянуть" аудиторию в активную умственную деятельность.
Публичное выступление не должно освещать много фактов, примеров, не относящихся к обсуждаемому предмету. Речь оратора должна быть экономной и краткой. Но краткость речи, подчеркивал А.Ф. Кони, состоит не в краткости времени, в течение которого она произносит, а в отсутствии всего лишнего.
Важная часть выступления - Заключение. Убедительное и яркое Заключение запоминается слушателям, оставляет хорошее впечатление о речи. По мнению А.Ф. Кони, конец речи должен "закруглить" ее, т.е. связать с началом. В Заключении рекомендуется повторить основную мысль, ради которой произносится речь.
В первые минуты произнесения речи лучше не смотреть на аудиторию, так как возможное невнимание аудитории усилит волнение оратора.
Советы А.Ф. Кони в отношении тона, которым читается лекция. Он решительно возражает против поучительного, наставительного тона. Тон следует повышать, понижать, пользоваться логическими ударениями, т.е. выделять наиболее важные слова во фразах. Тон должен подчеркивать мысли и переживания лектора. Необходимо правильно пользоваться паузами.
Неприятно видеть улыбку на лице лектора, когда он, не дождавшись улыбки на лице слушателей, начинает смеяться над рассказанным им же эпизодом. В такой ситуации иногда он может оказаться первым смеющимся, но последним. Сдержанное волнение действует сильнее истеричного тона, когда речь идет о трагических событиях в жизни людей.
9. Следует осторожно пользоваться жестами, не расхаживать по сцене во время лекции, не делать однообразных жестов, не смотреть в одну точку. А.Ф. Кони формулирует три основных правила жестов: скупость, естественность и соответствие.
10. Речь лектора с точки зрения терминологии должна быть простой и понятной. Можно прибегать к сравнениям и выразительным эпитетам.
11. Автор должен хорошо знать русский язык, уметь пользоваться им. А также всегда помнить, что лучшие речи просты, ясны, понятны, но наделены глубоким смыслом. Не следует перегружать речь цитатами и остроумно замечает: «при недостатке собственной глубокой мысли дозволительно пользоваться мудростью мудрых, соблюдая меру».
12. Процессу чтения лекции А.Ф. Кони уделяет особое внимания. Лектор должен завоевать внимание слушателей и удержать его до конца. Для этого надо помнить: краткость способствует удержанию внимания слушателей, из лекции следует удалить все лишнее, не относящееся к содержанию основной темы; движение речи должно быть быстрым. Краткое «освежающее отступление» помогает удержать внимание слушателей. Внимание сохраняется хорошим качеством лекции. Яркую и содержательную речь всегда будут слушать со вниманием, а беглую по содержанию и тусклую по форме не спасут никакие «зацепляющий крючки» и «освежающие отступления».
13. В речах некоторых лекторов можно услышать много лишних фраз и слов, например: «Что касается до юмора Чехова, юмора крайне своеобразного,
то о нем можно сказать следующее». Вместо этих слов сказать: «Своеобразный юмор Чехова отличается мягкостью и гуманностью». Говорят: «в мае месяце», «окружающая обстановка», «в данный период времени», «в количестве двух». А следовало бы сказать: «в мае», «обстановка», «в данный период», «два».
14. Оратор должен одеваться просто, но прилично, соответственно характеру обстановки, в которой произносится речь: «Следует одеваться просто и прилично. В костюме не должно быть ничего вычурного и кричащего (резкий цвет, необыкновенный фасон); грязный, неряшливый костюм производит неприятное впечатление. Это важно помнить, так как психологическое действие на собравшихся начинается до речи, с момента появления лектора перед публикой».
- Школа № 174
- (Учебное пособие часть №2) Москва, 2003
- Введение
- Тема№ 1: Судебное красноречие в России
- Особенности риторического мастерства юристов эпохи после реформы 1864 года
- Рекомендуемая литература
- Только соблюдая законы логики, оратор может сделать правильный вывод. Всякое же нарушение их приводит к ложному выводу, к избранию неправильной позиции по делу.
- Рекомендуемая литература
- Тема № 4: Особенности риторического мастерства адвоката (ф.Н. Плевако)
- Эпизод речи с.Ф. Плевако
- «Въ защиту н. Семина, произнесенная
- Въ Московскомъ Окружномъ Суде 29 октября 1910 г.
- По делу о святотатстве в Успенском соборе».
- Рекомендуемая литература (к семинарским занятиям):
- I. Основная
- II. Дополнительная
- Рекомендуемая литература
- Биохроника
- «Советы лекторам» а.Ф. Кони
- Рекомендуемая литература
- Защитительные речи, взаимодействие адвокатов и подсудимых.
- Роль судей Международного Военного Трибунала.
- Место Нюрнбергского процесса среди других процессов.
- Рекомендуемая литература (для подготовки к семинарским занятиям):
- I. Основная
- II. Дополнительная
- Содержание