logo
Юго-Восточная Азия

Брак и семья

Типы брачно-семейных отношений в ЮВА весьма различны. Ещё недавно господствовали патриархальные большие семьи, хотя у многих народов были заметны черты матрилокальности. Так, дядя по матери (по-малайски mamak, по-явански paman) играл роль главы матрилокальной семьи и заменял племянникам отца; именно это слово («дядюшка») было вежливым обращением к пожилому человеку (Парникель 1984: 376). Браки были обычно моногамными для простонародья, но цари и аристократы могли иметь до 30-50 жён. В наши дни семья почти везде парная.

Практически во всех странах тип семьи определяется нормами господствующей религии: конфуцианства во Вьетнаме, буддизма в Индокитае, католицизма на Филиппинах, ислама в Малайзии и Индонезии. Но так как обычно эти религии лишь тонкой плёнкой наслоены на местную традицию, иногда возникают любопытные коллизии. Не так давно, например, в Малайзии местное феминистское движение началось с требования, чтобы каждый мужчина имел не более четырёх жён — как дозволяет Коран, и лишь при условии, что он способен их содержать. В Таиланде, где женщина по традиции была заперта в доме, а многожёнство до сих пор считается законным, единственный для способ достичь равноправия с мужчинами — образование и самостоятельная работа. Поэтому таиландки жадно тянутся к знаниям и обычно достигают в учёбе больших успехов, чем их соотечественники-мужчины.