logo
Юго-Восточная Азия

Литература Изобразительное искусство Музыка и театр

Театральное искусство народов ЮВА глубоко самобытно. Этому театру глубоко чужда сама идея реализма, «подражания натуре». Представление идёт обычно на классический сюжет, хорошо известный зрителям, и целиком состоит из цепочек символических па, смысл которых понятен каждому человеку этой культуры. Задача его — показывать не происходящее, а архетип, суть происходящего. В таиландском театре жестов и маскированных актёров, в индонезийском театре теней (ваянг-пурво) или кукол герои чётко делятся на добрых и злых. Если у таиландского актёра лицо покрыто красной краской, значит, герой, которого он играет, — хороший человек, способный краснеть от стыда; с белыми лицами — бесстыжие злодеи. Так же резко различаются богато разукрашенные куклы, тени которых видят зрители ваянг-пурво: у положительного героя — огромный нос, большие глаза и осиная талия, у отрицательного — нос картошкой, маленькие глазки и грузная фигура. Не менее символичны и движения. Вот лишь некоторые символы таиландского театра: «Военачальник резко выбросил руку вперёд — призывает к наступлению. Согнул актёр ногу в колене — переступил порог, повернулся через левое плечо — умер, берёт палку в руки — садится на коня. Разукрашенный шест означает слона» (Севастьянов 1972: 56). Чем-то это искусство сродни балету, и в Камбодже его роль играет прославленный на весь мир традиционный балет.

Гамелан: в основном ксилофоны, остальные инструменты играют вспомогательную роль.