Функциональные стили
Наша речь в официальной обстановке (выступление на научной конференции, на деловом совещании) отличается от той, которая используется в неофициальной обстановке (разговор за праздничным столом, дружеская беседа и т.п.).
В зависимости от целей и задач, которые ставятся и решаются в процессе общения, происходит отбор различных языковых средств. В результате создаются разные разновидности единого литературного языка, называемые функциональными стилями. Функциональный стиль – разновидность литературного языка, в которой язык выступает в той или иной социально значимой сфере общественно-речевой практики людей и особенности которой обусловлены особенностями общения в данной сфере.
Обычно различают следующие функциональные стили: 1. научный, 2. официально-деловой, 3. публицистический, 4. разговорно-обиходный, 5. литературно-художественный.
Владение функциональными стилями является необходимым составным элементом культуры профессиональной речи дипломата, политика, преподавателя, журналиста, адвоката, руководителя предприятия.
Научный стиль – язык науки. Основные черты научного стиля: активное использование специальной и терминологической лексики; преобладание абстрактной лексики над конкретной; отсутствие разговорной и просторечивой лексики; неупотребительность слов с эмоционально-экспрессивной и оценочной окраской. Отличительной особенностью письменной научной речи является то, что тексты могут содержать не только языковую информацию, но и различные формулы, символы, таблица, графики и т.п. Выделяются следующие разновидности научного стиля: собственно научный (монография, статья, доклад, курсовая работа, дипломная работа и т.п.); научно-информативный (реферат, аннотация, конспект ит.п.); научно- справочный (словарь, справочник, каталог); научно-учебный (учебник, методическое пособие, лекция и т. п); научно-популярный (очерк, книга, статья).
Официально-деловой стиль обслуживает сферу деловых отношений между органами государства, организациями, внутри них, между юридическими и физическими лицами. Систему официально – делового стиля составляют языковые средства трех типов:
1) имеющие соответствующую функционально-стилевую окраску (лексика и фразеология), например: истец, ответчик, протокол и т.п.;
2) нейтральные, межстилевые, а так же общекнижные, языковые средства;
3) языковые средства, нейтральные по своей стилистической окраске, но по степени употребительности в официально – деловом стиле ставшие его «приметой», например: ставить вопрос, выразить свое несогласие.
Характерные особенности официально-делового стиля: сжатость, компактность изложения; стандартность расположения материала; широкое использование терминов, номенклатурных наименований; почти полное отсутствие эмоционально-экспрессивных речевых средств; слабая индивидуализация стиля. Официально – деловой стиль реализуется в текстах различных жанров (устав, закон, приказ, жалоба, рецепт, заявление и др.).
Жанры официально – делового стиля выполняют информационную, предписывающую, констатирующую функцию в различных сферах деятельности. В связи с этим основной формой реализации этого стиля является письменная.
Газетно – публицистический стиль. Публицистический стиль – исторически сложившаяся функциональная разновидность литературного языка, обслуживающая широкую сферу общественных отношений: политических, экономических, нравственно – этических, культурных, религиозных др. Этот стиль широко используется в общественно – политической литературе, периодической печати (газеты, журналы), радио- и телепередачах (речь на митинге, выступление на собрании, торжественном мероприятии, в зале суда и др.). Наибольшее распространение в рамках публицистического стиля получила его разновидность, поэтому в лингвистической литературе его нередко называют газетно – публицистическим. Исследователи выделяют две основные функции публицистического стиля – информативную (сообщение, передача новой информации) и воздействующую (оказание убеждающего влияния на адресата, агитация, пропаганда). Цель публицистического текста – оказать желаемое воздействие на разум и чувства читателя, слушателя, настроить его определенным образом.
Для публицистического стиля характерны: оценочность, призывность (побудительность) и полемичность. Это отличает его от других стилей литературного языка, например, научного и официально – делового.
К основным признакам публицистического стиля относятся:
1. Употребление стандартных, клишированных средств языка (играть роль, рынок ценных бумаг, курс реформ, непредсказуемые последствия и др.).
2. Активное использование экспрессивных, выразительных, эмоциональных речевых средств, создание тропов и стилистических фигур, применение логико – композиционных форм и приемов (заголовки, чередование повествования, описания и рассуждения, введение разных типов чужой речи и т.д.).
3. Широкое разнообразие употребляемой общественно – политической лексики и фразеологии (администрация, правительство, депутаты и т.д.), заимствованные слова (спонсор, клип, саммит, коррупция, вице-премьер, презентация и т.д.).
4. Совмещение слов, относимых, с одной стороны, к высокой, книжной лексике (отчизна, родина, патриотизм, претворять, созидание и др.), с другой – к разговорной, сниженной, просторечной, даже жаргонной лексике (баксы, беспредел, кайф, тусовка, кинуть, замочить, за бугром, крутой, разборка и т.п.).
Разговорно – обиходный стиль. Разговорный стиль используется в сфере бытового общения; уместен в сфере обиходных и профессиональных неофициальных отношений. Преобладающая форма речи – устная (беседа, разговор), но возможно использование разговорного стиля и в некоторых жанрах письменной речи – личных дневниках, записках, частных письмах. В текстах разговорного стиля в большей степени, чем в текстах других стилей реализуется функция общения, или коммуникативная. К основным свойствам текстов разговорного стиля можно отнести: неофициальность; непринужденность; неподготовленность общения, отсутствие предварительного отбора языковых средств; использование жестов, мимики; зависимость от ситуации, характеристик и взаимоотношений говорящих; меньшая степень регламентации по сравнению с книжными стилями. Поскольку разговорные тексты имеют преимущественно устную форму, особую роль играют средства фонетического уровня – интонация, пауза, ритм, темп речи, логическое ударение. Тексты разговорного стиля характеризуются неполным, иногда неотчетливым произношением звуков, слогов, быстрым темпом речи. Основные особенности разговорной речи: неподготовленность, спонтанность; непосредственный характер речевого акта; большое влияние экстралингвистических (внеязыковых факторов); широкое использование обиходно – бытовой и эмоционально – экспрессивной лексики и фразеологии.
Функциональные стили являются открытыми системами. Границы между ними очень подвижны. Очень важно знать и чувствовать языковые особенности каждого функционального стиля, умело пользоваться речевыми средствами разных стилей в зависимости от ситуации общения и целей высказывания.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ.
1. Дайте определение культуры речи.
2. Дайте аргументированный ответ на вопрос: «Какое значение имеет свободное владение речью для успеха профессиональной деятельности?».
3. Что такое общение?
4. Какие виды общения вы знаете?
5. Назовите составляющие успешного общения.
6. Какой язык называется национальным? Назовите его разновидности.
7. Что такое «литературный язык»?
8. Что называется языковой нормой?
9. Какие словари русского языка вы знаете?
10. Какие стили речи называются функциональными?
11. Перечислите известные вам функциональные стили.
- Лекция 1 коммуникативные качества речи. Особенности национального языка.
- Характеристика понятия «культура речи»
- Составляющие успешного общения
- Национальный язык и его составляющие перед общением
- Языковая норма
- Словари русского языка
- Функциональные стили
- Лекция 2 законы общения
- Что такое законы общения
- Основные законы общения
- Основные правила общения
- Приемы общения
- Вопросы для самоконтроля
- Лекция 3 коммуникативные барьеры
- Что такое коммуникативные барьеры и почему они возникают
- Логический барьер
- Стилистический барьер
- Семантический барьер
- Фонетический барьер
- Лекция 4 умения и навыки делового общения
- Деловое общение.
- Особенности делового общения
- Вопросы в деловом общении
- Вопросы для самоконтроля
- Лекция 5 спор как вид делового общения
- Спор как вид деловой коммуникации
- Классификация споров
- Дискуссия, полемика, дебаты как разновидности спора
- Психологические аспекты убеждения.
- Вопросы для самоконтроля
- Лекция 6 невербальное общение
- Понятие невербального общения
- Основы невербального общения
- Лекция 7 речевой этикет
- Что такое этикет и речевой этикет?
- Специфика русского речевого этикета
- Факторы, определяющие формирование речевого этикета и его использование
- Основные речевые этикетные формулы
- Ты- и Вы-общение
- Обращение
- Этикетные правила общения по телефону
- Правила общения через переводчика
- Визитная карточка
- Вопросы для самоконтроля
- Из истории ораторского искусства
- Как готовиться к публичным выступлениям. Этапы подготовки, источники материала. Умения и навыки.
- Как построить свою речь (словесное оформление).
- Вопросы для самоконтроля