Фонетический барьер
В процесс е общения зачастую возникает фонетический барьер, то есть препятствие, создаваемое особенностями речи говорящего. Чтобы такого барьера не было, надо говорить внятно, достаточно громко. Известно, что выполнение этих условий улучшает понимание информации, оптимизирует деловую коммуникацию. Фонетические барьеры возникают каждый раз, когда темп и скорость речи, качество дикции и произношения не соответствуют ситуации общения.
Если человеку что-либо объяснять на повышенных тонах, то понимание почти сразу же будет заблокировано. Все внимание человека, на которого направлен поток возмущенных слов, концентрируется не на смысле объяснения, а на отношении говорящего к партнеру. В результате (как защитная реакция) происходит сдвиг внимания. Он блокирует анализаторскую деятельность мозга, и слова, адресованные слушающему партнеру, не осознаются им. Понимание заблокировано. В деловой коммуникации, чтобы она была эффективна, такое поведение недопустимо ни с одной, ни с другой стороны. Если ваш партнер повышает голос, в такой ситуации целесообразно использовать следующие средства, например, сказать: "Если вы будете говорить спокойно, я лучше вас пойму". Эта фраза, как правило, не вызывает ответную агрессивную реакцию партнера, а помогает ему перестроиться и корректно объяснить свою проблему.
Вообще тон голоса имеет большое значение для понимания контекста. Делая те или иные ударения, расставляя разные акценты, мы можем изменить содержание мысли. Например, фразе: "Эту проблему мы должны решать совместно", расставляя разные акценты, мы можем придать разное значение. Логическое ударение позволяет партнеру более точно понять услышанную мысль, если же оно отсутствует или сделано неправильно, смысл речевой конструкции может быть воспринят неадекватно.
Фонетический барьер у слушающего возникает всякий раз, когда у партнера неразборчивая дикция, плохая артикуляция. Отвлекают от содержания речи говорящего практически все неречевые проявления голоса, которые нередко сопровождают процесс говорения: хихиканье, смешки, хныканье, и пр., а также околоречевые проявления "хм-м-м-м", "э-э-э-э" и пр.
Раздражает слух слушающего и ошибки, связанные с нарушением норм языка (постановка ударения, согласование слов, построение предложений).
Таким образом, чтобы преодолеть фонетический барьер у слушателя, деловым людям необходимо работать как можно больше над собой, не только осваивая способы эффективной вербализации, но и постоянно задумываясь над тем, как произносятся слова и фразы, как расставляются акценты.
Запомните несколько правил успешного общения:
1. Понимание вашего высказывания связано с конструкцией предложений. Длинные предложения затрудняют понимание речи на слух.
2. Используйте короткие предложения(8-15 слов). Союзы "и", "так как", "что", "но", "потому что" и др. старайтесь не использовать. Короткие предложения всегда более понятны.
3. Голос является самым сильным инструментом убеждения. Выразительность голоса воспринимается партнером не столько разумом, сколько чувством. Ваш голос вызывает симпатию или антипатию. Монотонность речи часто является причиной неудачи в деловой коммуникации.
4. Используйте паузы, они прерывают поток речи и выполняют психологические функции: усиливают внимание, успокаивают, подчеркивают сказанное.
5. Качественная и количественная характеристики вашего словаря (словарного запаса) усиливают влияние высказывания, повышают эффективность общения. Для справки: в среднем пассивный словарь взрослого человека (слова, которые может использовать память) состоит в зависимости от уровня образования из 30000 - 50000 слов. Активный словарь (слова, которыми пользуются при спонтанной речи) состоит из 3000-12 000 слов.
6. Рекомендуется чаще использовать в речи глаголы, а не существительные. Глаголы придают высказыванию наглядность, а существительные большей частью - смысловое значение, к тому же оно обычно бывает абстрактным. Под словами "школа", "перо", "дом", "машина" каждый может себе представить соответствующий предмет с конкретными индивидуальными отличиями. Использование же глаголов помогает формировать из неясного представления конкретную картину. Обходитесь по возможности без прилагательных - они придают речи личное значение.
7. Глагол становится более живым, если вы в своем высказывании используете его активную форму, а не пассивную. Например: "Я пригласил его", а не "Он был мною приглашен". Пассив воздействует безлично, создает дистанцию между партнерами и несет минимальную эмоциональную нагрузку.
8. Не следует употреблять в речи формулировки типа "согласно этому можно понять, что ...", а также высказывания, содержащие сослагательное наклонение: "я бы сказал", "я бы полагал ... ", "я был бы... ", "я должен бы…", они не выражают решительного поступка, а скорее создают дистанцию между собеседниками.
9. Серьезная проблема возникает тогда, когда партнер не до конца понимает смысл высказывания или иначе истолковывает смысл слова или всего высказывания. Значение сказанного слова партнер либо расширяет, либо сужает. Чем абстрактнее понятие, тем более широко его можно интерпретировать. Поэтому необходимо уже в самом начале разговора разъяснить понятие, сообщив партнеру, что вы конкретно понимаете под ним.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ.
Что такое коммуникативные барьеры, и каковы причины их возникновения?
Каковы основные характеристики логического барьера и пути его преодоления?
Назовите основные причины, затрудняющие передачу информации.
Каковы основные характеристики стилистического барьера и пути его преодоления.
"Правило рамки", "Правило цепи" - что означают эти понятия?
Каковы основные характеристики семантического барьера и пути его преодоления?
Назовите причины возникновения фонетического барьера и пути его преодоления.
Как сделать речевую коммуникацию успешной?
- Лекция 1 коммуникативные качества речи. Особенности национального языка.
- Характеристика понятия «культура речи»
- Составляющие успешного общения
- Национальный язык и его составляющие перед общением
- Языковая норма
- Словари русского языка
- Функциональные стили
- Лекция 2 законы общения
- Что такое законы общения
- Основные законы общения
- Основные правила общения
- Приемы общения
- Вопросы для самоконтроля
- Лекция 3 коммуникативные барьеры
- Что такое коммуникативные барьеры и почему они возникают
- Логический барьер
- Стилистический барьер
- Семантический барьер
- Фонетический барьер
- Лекция 4 умения и навыки делового общения
- Деловое общение.
- Особенности делового общения
- Вопросы в деловом общении
- Вопросы для самоконтроля
- Лекция 5 спор как вид делового общения
- Спор как вид деловой коммуникации
- Классификация споров
- Дискуссия, полемика, дебаты как разновидности спора
- Психологические аспекты убеждения.
- Вопросы для самоконтроля
- Лекция 6 невербальное общение
- Понятие невербального общения
- Основы невербального общения
- Лекция 7 речевой этикет
- Что такое этикет и речевой этикет?
- Специфика русского речевого этикета
- Факторы, определяющие формирование речевого этикета и его использование
- Основные речевые этикетные формулы
- Ты- и Вы-общение
- Обращение
- Этикетные правила общения по телефону
- Правила общения через переводчика
- Визитная карточка
- Вопросы для самоконтроля
- Из истории ораторского искусства
- Как готовиться к публичным выступлениям. Этапы подготовки, источники материала. Умения и навыки.
- Как построить свою речь (словесное оформление).
- Вопросы для самоконтроля