1.5. Социальный этап формирования пола
Этот этап, на котором происходит понимание принадлежности к определенному полу, наступает уже после рождения ребенка, но он не менее важен для формирования пола, чем внутриутробные этапы. Очевидно, что определяющим фактором на этом этапе являются социальные влияния, которые тем не менее, естественно, перерабатываются мозгом, который уже дифференцирован по женскому или мужскому типу.
Осознание своей половой принадлежности формируется у ребенка уже к полутора годам. С возрастом объем и содержание половой идентичности меняются, включая широкий набор мужских и женских качеств. По каким признакам, дети определяют свою и чужую половую идентичность, до конца не ясно, как неизвестны и психологические механизмы половой социализации.
Разработано несколько теорий, объясняющих процесс половой социализации.
Согласно теории идентификации, осознание своего пола происходит вслед за бессознательной имитацией поведения взрослых, прежде всего родителей, место которых ребенок хочет занять. Эта теория, подчеркивающая роль эмоций и подражания, вытекает из психоаналитических воззрений З.Фрейда и его последователей.
Теория половой типизации опирается на теорию социального научения. Она придает решающее значение механизмам психологического подкрепления. Родители поощряют мальчиков за мужское поведение и осуждают, когда они ведут себя «женственно». Девочек хвалят за женские формы поведения и не одобряют «мальчишеские» манеры.
Теория самокатегоризации разработана на основе когнитивно-генетической теории. В ней подчеркивается познавательная сторона половой самоидентификации и особенно — значение самосознания. Ребенок сначала усваивает представление о половой идентичности, о том, что значит быть мужчиной или женщиной. Затем определяет себя как мальчика или девочку и после этого старается организовать свое поведение так, чтобы оно совпадало с его представлением о половой социальной роли.
Все эти психологические теории, по всей вероятности, дополняют друг друга.
Этап половой самоидентификации начинается после рождения и может растянуться на всю жизнь.
- 8. Половые различия
- 1. Понятие пола
- 1.1. Хромосомный этап формирования пола
- 1.2. Гонадный этап формирования пола
- 1.3. Соматический этап формирования пола
- 1.4. Нейронный этап формирования пола
- 1.5. Социальный этап формирования пола
- 1.6. Возможные последствия рассогласования этапов
- 2. Фундаментальные различия двух полов
- 2.1. Биологическая целесообразность существования двух полов
- 2.2. Генетическая стабильность и, индивидуальная пластичность женских особей
- 2.3. Мужские особи устойчивы к стрессу
- 2.4. Накопление ресурсов и циклирование женских особей
- 2.5. Мужской и женский психологические типы
- 3. Когнитивные различия
- 4. Гендерные различия
- 4.1. Две системы этики
- 4.2. Социальный смысл существования двух полов
- 5. Гомосексуализм