5. Гомосексуализм
Гомосексуализм — это сексуальная ориентация на людей своего пола. Как и во многих других формах поведения, в гомосексуализме выделяют облигатную форму и факультативную. При облигатной форме эротически окрашенные контакты с противоположным полом совершенно исключены. Облигатных гомосексуалистов в популяции человека не больше 5%, причем многие авторы считают, что их доля не выше 1 % для мужчин, а для женщин еще меньше. Факультативный гомосексуализм часто называют бисексуализмом. Эта форма поведения достаточно широко распространенна. Она не имеет генетических или врожденных детерминант.
Факультативный гомосексуализм проявляется в результате средовых влияний. Он может быть транзиторной формой поведения, обусловленной ситуацией, например в тюрьмах, длительных экспедициях. Гомосексуальность имитируется — дети, воспитанные в гомосексуальных «семьях», начинают половую жизнь как гомосексуалисты. Гомосексуальные контакты могут стать предпочтительными в результате неудачных гетеросексуальных опытов. Бисексуальность может отражать слабость тендерных стереотипов поведения — «... все, что шевелится».
Таким образом, в основе факультативного гомосексуализма лежат в первую очередь не биологические, а психологические и социальные механизмы. Биологические основы, причем не в 100% случаев, удается обнаружить только для облигатного гомосексуализма. Нет зависимости между сексуальной ориентацией и гормональным статусом организма взрослого человека. Ни одна из форм гормонотерапии не приводит к изменению сексуальной ориентации.
Решающим для формирования сексуальной ориентации может быть влияние гормонов в процессе эмбрионального развития. Нервная система формируется по мужскому или по женскому типу под воздействием эмбриональных стероидов.
Маскулинизация потомков проявляется, в частности, в снижении репродуктивных способностей самок, в их большей агрессивности, в большем количестве садок друг на друга. Соответственно, и у беременной женщины изменение количества андрогенов (например, как следствие приема противодиабетических препаратов) ведет к маскулинизации эмбриона.
Уровень тестостерона в организме беременной повышается в результате стероидогенеза эмбриональных гонад. У крыс, в матке которых эмбрионы лежат как горошины в стручке, из женского эмбриона, расположенного между двумя мужскими, развивается более маскулинизированная самка, чем из того, который соседствовал только с одним мужским или с двумя женскими. Аналогичное наблюдение было сделано и у человека. Сравнивали характеристики слуха женщин из близнецовых пар. Оказалось, что женщины, имевшие брата-близнеца, по сравнению с имевшими сестру-близнеца имеют маскулинизированные характеристики слуховой сенсорной системы.
В переднем гипоталамусе у человека имеется группа интрестициаль-ных ядер (ИЯПГ). Несколько исследовательских групп сообщили, что одно из них — ИЯПГ-3 — значительно больше у мужчин, чем у женщин, а у гомосексуальных мужчин его размеры имеют промежуточное значение. Возможно, что именно это ядро является «центром половой ориентации». Очевидно, что его формирование также может быть нарушено в результате изменения содержания тестостерона в организме беременной, что может приводить к формированию гомосексуальности.
Еще один тип гормональных влияний на сексуальную ориентацию — это влияние стресса. Сопоставляя даты рождения 794 гомосексуалистов ГДР, группа Гюнтера Дёрнера обнаружила пик, приходящийся на 1944 и 1945 годы. В эти годы условия жизни в Германии резко ухудшились: к голоду, бомбежкам, боям на территории страны добавилось национальное унижение военного поражения. Поэтому уровень стресса, который испытывали жители, был гораздо выше того, который имелся у населения в 1943 и 1946 годах. Вывод о повышении вероятности гомосексуальности при стрессе беременной подтвердился при сборе анамнеза гомосексуальных мужчин. Их матери испытывали в период беременности гораздо больше материальных и психологических трудностей, а также нервных потрясений, чем группа гетеросексуальных мужчин той же возрастной и социальной группы.
Определенная часть гомосексуалистов имеет отклонения от нормального строения ЦНС, вызванные нарушением баланса половых стероидов в эмбриональный период.
Основной механизм действия стресса на сексуальную ориентацию связан с антагонизмом глюкокортикоидов и андрогенов. Повышенное содержание глюкокортикоидов снижает функциональную активность андрогенов, т.е. препятствует их взаимодействию с тканями-мишенями, несмотря на нормальное содержание андрогенов в организме. Поэтому в организме беременной материнские глюкокортикоиды препятствуют организующему влиянию эмбриональных андрогенов. Этот механизм был подтвержден в экспериментах на беременных крысах, которых не подвергали стрессу, им только вводили глюкокортикоиды. Потомство таких животных отличалось сглаженными половыми особенностями: самцы были феминизированы, а рамки маскулинизированы. Кроме того, в результате стресса ухудшается кровоснабжение плода, что ведет к недостатку кислорода и, как следствие, к многочисленным неспецифическим дефектам развития.
Итак, сексуальная ориентация, ее отклонение от облигатной гетеросексуальности, связана в определенной части случаев с организующим влиянием андрогенов. Изменение концентрации андрогенов (точнее, баланса половых стероидов) во время критических периодов развития, т.е. в периоды формирования нервных центров, ответственных за сексуальную ориентацию, может приводить к формированию гомосексуальности. Однако следует помнить, что нейроэндокринная теория не является исчерпывающей в проблеме гомосексуальности. Тем не менее определенная часть гомосексуальных мужчин и женщин имеет врожденные отличия от гетеросексуальных людей, и измененная сексуальная ориентация является лишь одним из проявлений этих врожденных аномалий. Следовательно, самоназвание «гей», которое является аббревиатурой Good As You (GAY) — «ничем не хуже тебя», оправдано биологически только в части случаев.
- 8. Половые различия
- 1. Понятие пола
- 1.1. Хромосомный этап формирования пола
- 1.2. Гонадный этап формирования пола
- 1.3. Соматический этап формирования пола
- 1.4. Нейронный этап формирования пола
- 1.5. Социальный этап формирования пола
- 1.6. Возможные последствия рассогласования этапов
- 2. Фундаментальные различия двух полов
- 2.1. Биологическая целесообразность существования двух полов
- 2.2. Генетическая стабильность и, индивидуальная пластичность женских особей
- 2.3. Мужские особи устойчивы к стрессу
- 2.4. Накопление ресурсов и циклирование женских особей
- 2.5. Мужской и женский психологические типы
- 3. Когнитивные различия
- 4. Гендерные различия
- 4.1. Две системы этики
- 4.2. Социальный смысл существования двух полов
- 5. Гомосексуализм