Тема 5. Жанры непрофессионального общения
Виды асинхронного межличностного общения и форматы их организации. Веб-форумы и гостевые книги: принципы иерахического построения, функции участников и способы маркировки виртуальных личностей участников. Нормы сетевого этикета применительно к форумам и доскам объявлений, методы контроля за их выполнением. Влияние асинхронности на поведение участников и на контент, который они размещают на форуме. Случаи жанровых гибридов: примеры объединения на одной технической платформе развлекательных жанров и информационных жанров.
Непрофессиональная коммуникация в реальном времени. Медийные и стилистико-языковые параметры чатов. Веб- и видеочаты (Skype), системы мгновенных сообщений. Феномен социальных сетей.
Контрольно-тестовые вопросы к модулю II
Что такое «интерфейс жанра» и как это влияет на типологию интернет-дискурса? (4 балла)
Назовите основные медийные параметры сетевого СМИ? (2 балла)
Укажите жанровые характеристики блога. Приведите примеры различных видов блогов (в зависимости от тематики и медийных характеристик). (2 балла)
Каким образом реализуется принцип интерактивности в сетевых СМИ? (2 балла)
Что входит в концепцию образования 2.0? (4 балла)
Какую функцию в первую очередь выполняет сетевая литература: коммуникативную, презентационную или эстетическую? Аргументируйте ответ. (4 балла)
Дайте определение интерактивной литературы. (2 балла)
Что такое социальная сеть? Назовите основные принципы ее построения. (4 балла)
Какие виды синхронного общения существуют в интернет-дискурсе? (2 балла)
Охарактеризуйте понятие «веб-форум» как вид асинхронного общения. (2 балла)
Критерии оценки:
28–26 баллов – «отлично»
25–22 баллов – «хорошо»
21–19 баллов – «удовлетворительно»
0–18 баллов – «неудовлетворительно»
Литература к модулю II
Василик М.А. Основы теории коммуникации. – М.: Гардарики, 2003
Землянова Л.М. Коммуникативистика и средства информации. Англо-русский словарь концепций и терминов. – М., Изд-во Моск. ун-та, 2004
Исследование аудитории: телевидение, Интернет. Материалы YII Международного конгресса НАТ «Прогресс технологий телерадиовещания». – М.: Медиакомитет, 2004
Какорина Е.В. СМИ и интернет-коммуникация (интернет-форум как новый коммуникативно-речевой жанр)// Современный русский язык: Активные процессы на рубеже XX-XXI веков / Ин-т русского языка им. В.В. Виноградова РАН. – М.: Языки славянских культур, 2008.
Калмыков А.А., Коханова Л.А. Интернет-журналистика. – М.: Юнити, 2005
Карымова М.Г. Гипертекст в философии постмодернизма // Вестник ТюмГУ. – Тюмень, 2002.
Карымова М.Г. Гипертекст и сетература в контексте культуры постмодернизма. (www.tmnlib.ru/DbFileHandler.axd?706)
Кастельс М. Галактика Интернет. – Екатеринбург: У-Фактория, 2004
Конецкая В.П. Социология коммуникации. – М., 1997
Корнев С. «Сетевая литература» и завершение постмодерна (http://www.netslova.ru/kornev/kornev.htm)
Кузьмин Д. Компьютер в ожидании писателей // Литературная Газета, 27.11.97 (http://www.imperium.lenin.ru/EOWN/eown5/dor-kuz/kuzmin.html).
Моргун Н.Л. Научный сетевой дискурс как тип текста: Автореф. дисс…. канд. филол. наук: 10.02.01 – Тюмень, 2002.
От книги до Интернета. Журналистика и литература на рубеже нового тысячелетия. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2000
Сетевая словесность. Литературный Интернет журнал. (http://www.netslova.ru)
Фомичева И.Д. Мультимедийность: новые возможности для решения старых проблем // Журналистика в 2003 г.: обретения и потери. Стратегии развития. М., 2004
Эко У. От Интернета к Гуттенбергу: текст и гипертекст. (http://www.philosophy.ru/library/eco/internet.html).
- 032700 – Филология
- Оглавление
- 1. Пояснительная записка к курсу 3
- 2. Учебно-тематический план дисциплины 6
- 3. Рабочая программа по модулям курса «Типология форматов и жанров интернет-коммуникации» 7
- 4. Проектные задания к практическим занятиям 15
- 5. Литература к курсу 17
- 6. Вопросы к зачету по курсу «Типология форматов и жанров интернет-коммуникации» 18
- 1. Пояснительная записка к курсу
- 2. Учебно-тематический план дисциплины
- 3. Рабочая программа по модулям курса «Типология форматов и жанров интернет-коммуникации» Модуль I. Интернет как коммуникативная среда
- Тема 1. Понятие интернет-коммуникации
- Тема 2. Первичные и вторичные жанры интернет-дискурса
- Модуль II. Жанры интернет-коммуникации
- Тема 1. Виды сетевых сми
- Тема 2. Научно-образовательные и специальные информационные жанры
- Тема 3. Сетевая художественная литература
- Тема 4. Развлекательные жанры Интернета
- Тема 5. Жанры непрофессионального общения
- 4. Проектные задания к практическим занятиям
- 5. Литература к курсу
- 6. Вопросы к зачету по курсу «Типология форматов и жанров интернет-коммуникации»