3.2. Конкретные цели и задачи.
После изучения темы студент должен:
«Знать» - виды изобразительно-выразительных средств речи, способствующие выразительности и образности речи, эффективности речевой деятельности.
«Уметь»- определять тропы и различные устойчивые выражения, которые придают речи выразительность, усиливают воздействие на человека
«Владеть»- умением применять тропы речи при создании риторических текстов.
Контрольные вопросы, подлежащие изучению
Понятие тропа, виды тропов: метафора, метонимия, синекдоха, олицетворение, гипербола, литота, эпитет.
Задания для самостоятельной работы студентов:
Разделы и темы для самостоятельного изучения | Виды и содержание самостоятельной работы
|
Занятие № 9. Элокуция. Воздействующая сила текста (2) | Анализ текста. Поиск тропов |
Ориентировочная основа действия (ООД) для СРС
Найти в стихотворных отрывках тропы, подчеркнуть и указать их название.
5 баллов.
1. Когда вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда,
Как жёлтый одуванчик у забора,
Как лопухи и лебеда.
(А.Ахматова)
2. Глухие тайны мне поручены,
Мне чьё-то солнце вручено,
И все души моей излучины
Пронзило терпкое вино (А. Блок)
3. Смех зазвенел и зазвякал:
- Лошадь упала!
- Упала лошадь! –
Смеялся Кузнецкий (В. Маяковский)
4. Дремлет взрытая дорога,
Её сегодня примечталось,
Что совсем-совсем немного
Ждать зимы седой осталось (С. Есенин)
5. Свет луны, таинственный и длинный,
Плачут вербы, шепчут тополя.
Но никто под окрик журавлиный
Не разлюбит отчие поля. (С. Есенин).
6. А жизнь кипит.
Вокруг меня снуют
И старые и молодые лица.
Но некому мне шляпой поклониться,
Ни в чьих глазах не нахожу приют. (С. Есенин)
7. В московские особняки
Врывается весна нахрапом.
Выпархивает моль за шкапом
И ползает по летним шляпам.
И прячут шубы в сундуки. (Б. Пастернак)
8. Отряд не заметил
Потери бойца
И «Яблочко»-песню
Допел до конца.
Лишь по небу тихо
Сползла погодя
На бархат заката
Слезинка дождя. (М. Светлов)
9. В буре электрического света
Умирает юная Джульета.
Праздничные ярусы и ложи
Голосок Офелии тревожит. (Я. Смеляков)
10. В сто сорок солнц закат пылал.
В июль катилось лето. (В. Маяковский).
Источники информации:
7.1. Список рекомендуемой литературы.
1. Голуб И.Б., Неклюдов В.Д. Русская риторика и культура речи. Учеб. пособие. – М: Логос, 2011.// ЭБС «Университетская библиотека on-line» http://www.biblioclub.ru/
2. Аннушкин В. И. Риторика. Вводный курс. Учебное пособие. - М.: Флинта, 2011 / Университетская библиотека on-linе
3. Михальская Риторика. 10-11 кл. Базовый уровень: учебник - М.: Дрофа, 2013.
7.2. Блок дополнительной информации и интернет-ресурсы.
1. Гринько Е.Н. «Риторика и риторическая культура: история и теория» - Владивосток, ДВГТУ, 2004 (традиционная и электронная версия)
Эталоны ответов к заданиям для самоконтроля.
1. Что такое троп?
Использование слова в переносном значении с целью выразительности
2. Каковы функции тропов?
Придание речи образности, выразительности, эмоциональности.
3. Чем троп отличается от фигуры речи?
Троп имеет дело со значением слова, а фигура – с грамматикой.
4. Чем метафора отличается от метонимии?
Метафора – это перенос по сходству, а метонимия – перенос по соседству.
5. Что такое крылатые слова?
Авторские цитаты из конкретных литературных произведений.
Тема СРС №9. Мастерство ораторского монолога: виды речей
Мотивация изучения темы
Данное занятие направлено на формирование интереса к эффективному общению в монологической форме.
Цели занятия.
Общая цель: изучение темы направлено на формирование компетенций по ФГОС специальности:
ОК 6 Способность и готовность овладеть одним из иностранных языков на уровне бытового общения, к письменной и устной коммуникации на государственном языке
ПК 12 Способность и готовность проводить с прикрепленным населением профилактические мероприятия по предупреждению возникновения наиболее часто встречающихся заболеваний, осуществлять общеоздоровительные мероприятия по формированию здорового образа жизни с учетом возрастно-половых групп и состояния здоровья, давать рекомендации по здоровому питанию, по двигательным режимам и занятиям физической культурой;
ПК 26Способность и готовность к обучению взрослого населения, подростков и их родственников основным гигиеническим мероприятиям оздоровительного характера, способствующим укреплению здоровья и профилактике возникновения заболеваний, к формированию навыков здорового образа жизни, способствующих поддержанию на должном уровне их двигательной активности, устранению вредных привычек.
Конкретные цели и задачи.
После изучения темы студент должен:
«Знать»- виды речей, специфику информирующей, аргументирующей и эпидейктической речей, их цель, основные задачи, требования к речам, особенности вступления, основной части, заключения.
«Уметь»- отобрать материал в соответствии с целью, задачей, особенностями аудитории, составить каждый из видов речей, опираясь на знания их специфики.
«Владеть»- умением подготовить каждый из видов речи с учётом профессиональных интересов и спецификой аудитории.
Контрольные вопросы, подлежащие изучению
Цели и задачи информирующей, убеждающей, агитирующей и эпидейктической речей. Особенности их языка и стиля.
Задания для самостоятельной работы студентов:
Разделы и темы для самостоятельного изучения | Виды и содержание самостоятельной работы
|
Занятие №10. Мастерство ораторского монолога: виды речей
| Подготовка речи |
Ориентировочная основа действия (ООД) для СРС
Самостоятельно подготовить и произнести речь на тему «Шведская ходьба – путь к здоровью». Представьте себе, что вы должны произнести эту речь в Высшей народной школе перед людьми пенсионного возраста.
Источники информации:
7.1. Список рекомендуемой литературы.
1. Голуб И.Б., Неклюдов В.Д. Русская риторика и культура речи. Учеб. пособие. – М: Логос, 2011.// ЭБС «Университетская библиотека on-line» http://www.biblioclub.ru/
2. Аннушкин В. И. Риторика. Вводный курс. Учебное пособие. - М.: Флинта, 2011 / Университетская библиотека on-linе
3. Зубра А. С. Ораторское искусство - ключи к Успеху. - Минск: «Дикта», 2011 / Университетская библиотека on-linе
4. Тимошенко Т. Е. Риторика. Практикум . - М.: Флинта, 2009 / Университетская библиотека on-line
7.2. Блок дополнительной информации и интернет-ресурсы.
1. Михальская А.К. Риторика. 10-11 кл. Базовый уровень: учебник - М.: Дрофа, 2013.
2. Гринько Е.Н. «Риторика и риторическая культура: история и теория» - Владивосток, ДВГТУ, 2004 (традиционная и электронная версия
Эталоны ответов к заданиям для самоконтроля.
1. Какова основная цель информирующей речи? Убеждающей речи? Агитирующей речи? Эпидейктической речи?
Информирующей – передать сведения, убеждающей – склонить к своему мнению, агитирующей – склонить к действию, эпидейктической – высказать хвалу или хулу.
2. Каковы задачи каждой из четырёх видов речей?
Информирующей – обеспечить понимание, убеждающей и агитирующей – обеспечить доверие, эпидейктической – объединить аудиторию.
3. Каковы правила создания информирующей речи?
Необходимо сделать речь понятной и интересной для слушателей, а информацию как можно более эффективной (полной, структурированной - расчленённой в смысловом отношении, систематизированной); учитывать интеллектуальную готовность аудитории к восприятию информации.
4. Какова задача вступления убеждающей речи?
Расположить их к себе слушателей
5. Как может развёртываться основная часть агитирующей речи?
Как правило, по экстенсивному пути.
6. Что значит учёт особенностей аудитории при произнесении информирующей речи?
Учитывать необходимо интеллектуальную готовность к восприятию информации.
7. Каковы особенности стиля и языка эпидейктической речи?
Использование лексико-грамматических средств высокого стиля, разнообразных фигур и тропов, экспрессивно-эмоциональной лексики. Основные коммуникативные качества речи – выразительность, образность, уместность.
Они составляются в строгом соответствии с заданиями на самоподготовку и сопровождаются основными
Тема СРС №10. Мастерство ораторского монолога: умения оратора
Мотивация изучения темы
Данное занятие направлено на формирование интереса к эффективному общению в монологической форме.
Цели занятия.
Общая цель: изучение темы направлено на формирование компетенций по ФГОС специальности:
ОК 6 Способность и готовность овладеть одним из иностранных языков на уровне бытового общения, к письменной и устной коммуникации на государственном языке
ПК 12 Способность и готовность проводить с прикрепленным населением профилактические мероприятия по предупреждению возникновения наиболее часто встречающихся заболеваний, осуществлять общеоздоровительные мероприятия по формированию здорового образа жизни с учетом возрастно-половых групп и состояния здоровья, давать рекомендации по здоровому питанию, по двигательным режимам и занятиям физической культурой;
ПК 26 Способность и готовность к обучению взрослого населения, подростков и их родственников основным гигиеническим мероприятиям оздоровительного характера, способствующим укреплению здоровья и профилактике возникновения заболеваний, к формированию навыков здорового образа жизни, способствующих поддержанию на должном уровне их двигательной активности, устранению вредных привычек;
Yandex.RTB R-A-252273-3- «Тихоокеанский государственный медицинский университет»
- Методические рекомендации по проведению самостоятельной работы студентов
- 3.2. Конкретные цели и задачи.
- 2. Вклад Древнего Рима в формирование риторики
- 3. Вклад Квинтилиана в риторику
- 4. Роль м.В. Ломоносова в формировании русской научной риторической культуры
- Новые правила речевого поведения благородного молодого человека и девицы (на основе книги «Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению», изданной при Петре I )
- 3.2. Конкретные цели и задачи.
- 3.2. Конкретные цели и задачи.
- Речь по случаю открытия памятника а.С. Пушкину
- 3.2. Конкретные цели и задачи.
- Речь по случаю открытия памятника а.С. Пушкину
- 5. Задания для самостоятельной работы студентов:
- 6.Ориентировочная основа действия (оод) для срс
- Речь президента рф Владимира Владимировича Путина
- 7. Источники информации:
- 8. Эталоны ответов к заданиям для самоконтроля.
- Речь президента рф Владимира Владимировича Путина
- 3.2. Конкретные цели и задачи.
- 3.2.Конкретные цели и задачи.
- Речевой этикет