8. Эталоны ответов к заданиям для самоконтроля.
1. Какие вопросы рассматриваются в диспозиции как части классического риторического канона?
Понятие текста, строение текста, функционально-смысловые типы тестов, построение текстов различных типов.
Как переводится с латинского слово «текст»?
Связь, сцепление, соединение, ткань.
Каковы специфические свойства риторического текста?
Подготовленность, тематическая заданность, организованность, связность, целесообразность, прагматизм, то есть направленность, которая вызывает у слушателей определённое поведение, заданные эмоции и чувства. Кроме того отмечают также его динамичность, оценочность, индивидуальность, сочетание рациональности и эмоциональности, а устная форма отличается еще и временной протяжённостью и необратимостью.
Какие слои выделяются в тексте ораторской речи?
идейно-тематический, пронизывающий текст от начала и до конца, в котором отражена тема и главная мысль;
конкретно-понятийный, или фактический, передающий содержание;
структурно-логический, передающий внутреннюю логику текста;
композиционный, от введения до заключения;
стилистический, или языковой, непосредственная словесная фактура, учитывающая особенности жанра речи и ситуации общения.
Из каких элементов состоит композиция текста ораторской речи?
Введение, основная часть, заключение.
Какие существуют способы развёртывания основной части текста ораторской речи?
Транзитивный, экстенсивный, параллельный и смешанный.
На какие этапы можно разбить построение текста ораторской речи?
Подготовительный, этап первичного текста, пауза, этап самоэкспертизы, заключительный.
Какие трудности существуют при построении текста ораторской речи?
Трудности связаны с дефицитом (или избытком) информации для реализации конкретного замысла, с поиском наиболее динамичного начала и убедительной концовки, с логическим размещением материала, с оценкой силы аргументов, их отбором, с размещением их в определенной последовательности; со словесным выражением «сгущённых квантов мысли» («муки фразы»), с поисками языковых средств для стилистически адекватного выражения мыслей.
Каковы критерии «самоэкспертизы» текста ораторской речи?
1. Соответствие обстановке и цели общения, составу аудитории;
2. Информационная ценность;
3. Соответствие содержания действительности, которую отображает текст;
4. Оптимальность содержательней полноты и речевой сжатости применительно к условиям коммуникации;
5. Обоснованность эмоционально-оценочных акцентов;
8. Оправданность композиционной структуры с точки зрения жанра, адресата, условий общения;
7. Стилистико-языковая выдержанность;
8. Качество внешнего оформления.
Тема СРС №6. Диспозиция. Текст и его построение (2).
Мотивация изучения темы
Данное занятие направлено на формирование интереса к интеллектуальной деятельности.
Цели занятия.
3.1. Общая цель: изучение темы направлено на формирование компетенций по ФГОС специальности ОК-5 «Способность и готовность к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, к редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности». Конкретные цели и задачи.
После изучения темы студент должен:
«Знать» - сущность и специфические особенности функционально-смысловых типов текста.
«Уметь»- проанализировать строение конкретного текста определённого функционально-смыслового типа.
«Владеть»- навыком построения риторического текста определённого функционально-смыслового типа.
Контрольные вопросы, подлежащие изучению
Сущность и строение текстов трёх функционально-смысловых типов – повествования. Описания и рассуждения.
Задания для самостоятельной работы студентов:
Разделы и темы для самостоятельного изучения | Виды и содержание самостоятельной работы
|
Тема № 7. Диспозиция. Текст и его построение (2)
| Создание текста на одну из тем «Как я ходил в Театр оперы и балета», «Как я сдавал ЕГЭ», «Как я учился кататься на коньках» (и другие по выбору студента) |
Ориентировочная основа действия (ООД) для СРС
При создании текста необходимо помнить, что в нём должны быть и повествование, и описание, и рассуждение. Темы даны условно. Так, например, студент может, по согласованию с преподавателем, изменить тему «Как я ходил в Театр оперы и балета», на тему «Как я ходил на концерт моей любимой рок-группы».
За работу даётся дополнительно 10 баллов.
Источники информации:
7.1. Список рекомендуемой литературы.
1. Голуб И.Б., Неклюдов В.Д. Русская риторика и культура речи. Учеб. пособие. – М: Логос, 2011.// ЭБС «Университетская библиотека on-line» http://www.biblioclub.ru/
2. Захарова Л.Л. Риторика. Учебное пособие. - Томск: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники, 2012 / Университетская библиотека on-line
3. Михальская А.К. Риторика. 10-11 кл. Базовый уровень: учебник - М.: Дрофа, 2013.
7.2. Блок дополнительной информации и интернет-ресурсы.
1. П.С.Таранов. Искусство риторики. – М., «Эксмо», 2002.
2. Гринько Е.Н. «Риторика и риторическая культура: история и теория» - Владивосток, ДВГТУ, 2004 (традиционная и электронная версия)
Эталоны ответов к заданиям для самоконтроля.
1. Какие три функционально-смысловых типов текста вы знаете?
Повествование, описание, рассуждение
2. Что такое повествование как функционально-смысловой тип текста?
Повествование - функционально-смысловой тип речи (наряду с описанием и рассуждением), представляющий собой изложение событий
Что такое описание как функционально-смысловой тип текста?
Описание - функционально-смысловой тип речи (наряду с повествованием и рассуждением), раскрывающий характерные свойства и качества предметов и явлений
Что такое рассуждение как функционально-смысловой тип текста?
Рассуждение - функционально-смысловой тип речи (наряду с описанием и повествованием), связанный с формулировкой и доказательством верности некоего тезиса, точки зрения
Каковы правила построения повествования как функционально-смыслового типа текста?
Главные правила создания интересного, увлекательного повествования: рассказывать надо живость, выразительно, увлекательно краткость, правдоподобно, с нарастанием интереса до кульминации и развязки.
Каковы правила построения описания как функционально-смыслового типа текста?
Основные правила описания предполагают умение выделить объект, правильно выбрать главную, характерную черту, определяющую сущность предмета (топ «свойства»), найти точное сравнение (топ «сопоставление»), позаботиться не только о точности изображения, но и об эмоциональности и образности. самое интересное и привлекательное в предмете речи располагать к концу, уметь отделять главное от второстепенного. Конец описания может содержать эмоциональную оценку этого предмета говорящим.
7. Каковы правила построения рассуждения как функционально-смыслового типа текста?
Среди основных принципов создания текста-рассуждения – это принципы правильного выбора стратегии рассуждения, отбора аргументов, оценивания их силы, расположения в тексте.
Тема СРС №7. Элокуция. Воздействующая сила текста (1).
Мотивация изучения темы
Данное занятие направлено на формирование у студента интереса к речемыслительной деятельности.
Цели занятия.
3.1. Общая цель: изучения темы направлено на формирование компетенций по ФГОС специальности ОК-5 «Способность и готовность к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, к редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности».
Конкретные цели и задачи.
После изучения темы студент должен:
«Знать» - виды изобразительно-выразительных средств речи, способствующие эффективности речевой деятельности.
«Уметь»- определять фигуры, которые придают речи выразительность, усиливают воздействие на человека
«Владеть»- умением применять фигуры мысли и фигуры речи при создании риторических текстов.
Контрольные вопросы, подлежащие изучению
Понятие риторической фигуры, виды фигур, виды фигур мысли и фигур речи. Понятие периода, его виды. Теоретический материал представлен в лекции № 5. Элокуция. Воздействующая сила текста
Задания для самостоятельной работы студентов:
Разделы и темы для самостоятельного изучения | Виды и содержание самостоятельной работы
|
Занятие № 8.Элокуция.. Воздействующая сила текста (1) | Анализ текста. Поиск фигур мысли, фигур речи и периодов |
Ориентировочная основа действия (ООД) для СРС
Найдите и подчеркните в тексте фигуры мысли, фигуры речи (слова) и периоды. На полях напишите их название, если помните. Если не помните названия, укажите на те элементы, которые соответствуют фигурам мысли или фигурам речи.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- «Тихоокеанский государственный медицинский университет»
- Методические рекомендации по проведению самостоятельной работы студентов
- 3.2. Конкретные цели и задачи.
- 2. Вклад Древнего Рима в формирование риторики
- 3. Вклад Квинтилиана в риторику
- 4. Роль м.В. Ломоносова в формировании русской научной риторической культуры
- Новые правила речевого поведения благородного молодого человека и девицы (на основе книги «Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению», изданной при Петре I )
- 3.2. Конкретные цели и задачи.
- 3.2. Конкретные цели и задачи.
- Речь по случаю открытия памятника а.С. Пушкину
- 3.2. Конкретные цели и задачи.
- Речь по случаю открытия памятника а.С. Пушкину
- 5. Задания для самостоятельной работы студентов:
- 6.Ориентировочная основа действия (оод) для срс
- Речь президента рф Владимира Владимировича Путина
- 7. Источники информации:
- 8. Эталоны ответов к заданиям для самоконтроля.
- Речь президента рф Владимира Владимировича Путина
- 3.2. Конкретные цели и задачи.
- 3.2.Конкретные цели и задачи.
- Речевой этикет