14. Комбинаторные изменения звуков: ассимиляция, диссимиляция, аккомодация.
Выделяют два основных типа взаимодействия звуков в речи: комбинаторные и позиционные. Если изменения звуков происходят под воздействием соседних звуков, то следует определять данные изменения как комбинаторные. К таковым относят: аккомодацию, ассимиляцию, диссимиляцию, диэрезу, эпентезу, гаплологию, метатезу. Рассмотрим подробнее каждую из разновидностей комбинаторных изменений звуков.
Аккомодация (приспособление) - фонетический процесс, состоящий во взаимовлиянии, которое возникает между согласными и гласными, обычно стоящими рядом. При этом могут возникать так называемые глайды - возникновение переходных или скользящих звуков между гласным и согласным: например, если внимательно вслушаться в произношение слова воля, то можно расслышать между [в] и [о] очень коротенькое [у]. По направлению взаимодействия звуков различают регрессивную и прогрессивную аккомодацию: если предыдущий звук влияет на последующий, то аккомодация прогрессивная: рад - ряд - после твёрдого согласного [а] звучит как среднеязычный звук (что соответствует основному произносительному варианту), а после мягкого согласного звук [а] становится более переднеязычным в силу того, что при произнесении палатализованного (т.е. мягкого) согласного средняя часть спинки языка поднимается к твёрдому нёбу и уже не успевает опуститься вниз для произнесения среднеязычного гласного, а кончик языка оказывается продвинут вперёд (к передним зубам). Таким образом, причина данного фонетического процесса кроется в том, что экскурсия последующего звука приспосабливается к рекурсии предшествующего. Противоположный по направлению влияния процесс - последующий (в русском языке, как правило, согласный) звук влияет на предыдущий - определяется как регрессивная аккомодация: например, стол - столь - звук [о] под влиянием палатилизованного согласного во втором слове становится более заднеязычным, чем в слове стол.
Ассимиляция - это артикуляционное и акустическое сближение (уподобление) однородных звуков (согласных с согласными, гласных с гласными). По результату выделяют 2 вида ассимиляции: полную и частичную. Для полной ассимиляции характерно уподобление взаимодействующих однородных звуков по всем признакам: сшить - [ш:ыт'] - звук [с] полностью уподобился [ш]. Для частичной ассимиляции характерно уподобление звуков по какому-либо признаку или ряду признаков: например, ложка - [лошкъ] - звук [ж] уподобился звуку [к] по признаку глухости. По направлению выделяют прогрессивную и регрессивную ассимиляцию (принцип аналогичен выделению регрессивной и прогрессивной аккомодации): пример первой - хвост [хфост] (диал.), пример второй - травка [трафкъ]. По положению взаимодействующих звуков выделяют контактную - взаимодействующие звуки находятся в непосредственной близости друг от друга (ложка [лошкъ]) - и дистактную - взаимодействующие звуки отделены другими звуками (железо - укр. залiзо) - разновидности ассимиляции.
Случаи ассимиляции гласных получили название "сингармонизм гласных". Явление сингармонизма – отличительное свойство тюркских языков. Оно выражается в использовании гласных одного ряда при формировании того или иного фонетического слова: в турецком языке oda «комната», odada «в комнате», odalar «комнаты», odalarda «в комнатах».
Диссимиляция - это явление расподобления звуков, происходящее, аналогично ассимиляции, между однородными звуками. Аналогично ассимиляции выделяют несколько разновидностей диссимилятивных процессов: прогрессивная пролубь/регрессивная бонба, контактная дохтор/дистактная верблюд.
Диэрезы (или выкидки) комбинаторное взаимодействие согласных звуков, в результате которого происходит выпадение одного из них: например, бывает - бываат (диал.) или выкидка мгновенных согласных т и д, например, в таких словах, как честный, счастливый; или же устранение тех же т и д в группах стк, здк, например, в словах поездка, повестка, то что в школьных грамматиках называется непроизносимыми согласными.
- 1. Место и роль я. В ряду других наук. Междисциплинарные связи я. Разделы и отрасли я. Цель и задачи я.
- 2. Сущность и функции языка.
- 3. Основные теории происхождения языка.
- 4. Троякий аспект звуков речи: акустический, биолого-физиологический, лингвистический. (не весь)
- 5. Теория фонемы. Признаки фонем. Аллофоны. Дистрибуция фонемы.
- 6. Фонетическое членение речи.
- 7. Интонация и ёё функции.
- Функции интонации
- 8. Ударение: его виды и функции.
- 9. Виды клитиков. (не весь)
- 10. Слог: понятие и структура слога, теории слога, классификация слогов.
- 11. Классификации согласных звуков.
- 12. Классификации гласных звуков.
- 13. Речевой аппарат человека.
- 14. Комбинаторные изменения звуков: ассимиляция, диссимиляция, аккомодация.
- 15. Позиционные изменения звуков.
- 16. Слово как основная единица языка.
- 17. Понятие внутренней формы. Народная этимология.
- 18. Проблема лексического значения слова в современной лингвистике. Составляющие лексического значения слова: референт, денотат, сигнификат, коннотат.
- 24. Синонимический ряд. Функции синонимов в тексте.
- 25. Омонимия. Критерии разграничения синонимов и омонимов. Виды омонимов. Причины появления омонимов.
- 26. Парадигматические ряды слов в лексической системе языка: тематические группы, группы слов, объединённых гипо-гиперонимическими отношениями, семантическое поле, синонимический ряд.
- 27. Антонимы. Классификация антонимов. Внутрисловная антонимия или энантиосемия.
- 28. Фразеологизмы: понятие и типология. Стилистические функции фразеологизмов.
- 29. Грамматика как раздел языкознания. Понятие грамматического значения. Отличительные черты грамматического значения языковой единицы в сравнении с лексическим значением.
- 30. Способы выражения грамматического значения.
- 31. Аналитические и синтетические способы выражения грамматических значений. (не весь)
- 32. Понятие морфемы. Виды морфем. Производная и непроизводная основы.
- 33. Виды аффиксов. Понятие нулевого аффикса (нуль морфемы).
- 34. Синтаксис как раздел языкознания. Основные синтаксические единицы: краткая характеристика.
- 35. Словосочетание как минимальная синтаксическая единица. Виды связи слов внутри словосочетания.
- 36. Валентность и её функции в процессе овладения языком. (не весь)
- 37. Понятие предикации. Способы её выражения.(не весь)
- 38. Предложение. Типология простых предложений.
- 39. Объективные и субъективные аспекты высказывания. Модус и диктум. Виды модальностей.
- 40. Понятие прагматики. Основные коммуникативно-прагматические категории высказывания, ориентированные на говорящего. (не весь)
- 41. Коммуникативно-прагматические категории высказывания, ориентированные на слушающего: категории целенаправленности, информативности, социальный аспект. Максимы Грайса. (не весь)
- 42. Категория дейксиса и дейктические слова.
- 43. Тема-рематическое членение высказывания.
- 44. Письменность: основные этапы развития.
- 45. Алфавит: виды и функции.
- 46. Орфография и её основные принципы.
- 47. Транскрипция и транслитерация.
- 48. Типы письма: пиктографическое, силлабическое, идеографическое, фонографическое. (в тетради)
- 49. Фразеология как раздел языкознания. Отличия ф. От свободных сочетаний слов. Виды фразеологизмов.
- 50. Лингвистические и энциклопедические словари: функции и виды.
- 51. Фразеологические сращения, фразеологические единства, фразеологические сочетания: сходства и отличия.
- 52. Типологическая классификация языков.
- 53. Язык и речь.
- 54. Язык как система.
- 55. Теории языкового знака.
- 56. Искусственные и международные языки.
- 57. Язык и диалект. Язык нации и язык народности.
- 58. Языковые контакты: смешение и скрещивание языков.(есть!)
- 59. Языковые контакты: lingua franca, креольские языки, пиджин
- 60. Генеалогическая классификация языков.
- 61. Части речи.